Уровни психологического изучения человека

Основатель петербургской психологической школы, факультета психологии и научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ Б.Г.Ананьев говорил о том, что целостная природа человека требует комплексного его изучения. В созданном им научном центре человек и общество изучаются средствами различных наук – дифференциальной и социальной психологии, экономики и юриспруденции, социологии и т.д. – исследовательские лаборатории с такими названиями были открыты во второй половине 20 века для комплексного и разнооуровнего изучения проблем человека.

Б.Г.Ананьев считал, что дифференциация наук о человеке в будущем непременно сменится их интеграцией с возникновением новой научной области – человекознания. В 1969 году в монографии «Человек как предмет познания» он выделил следующие уровни изучения человека в системе человекознания:

- индивид,

- личность,

-субъект деятельности,

-индивидуальность.

При этом системообразующим фактором в структуре человека является индивидуальность как характеристика уникального своеобразного сочетания индивидных, личностных и субъектных свойств.

Индивид – это человек как представитель биологического вида Homo sapiens. Он характеризуется свойствами, присущими и животным: пол, возраст, особенности конституционального строения тела и нейродинамики (например, силе и скорости нервных процессов). На основе этих характеристик, названных Б.Ананьевым первичными свойствами индивида, формируются его вторичные свойства – динамика психофизиологических функций, структура органических потребностей.

Личность – это понятие, имеющее много сложных определений в различных науках, и студенты в процессе своего обучения, к нему будут обращаться неоднократно. Здесь же попробуем коротко определить личность как индивида в системе социальных ролей, включенных в общественные отношения. Можно сказать, что личность – это социальный индивид или человек в структуре социальных отношений. К личностным свойствам по Б.Ананьеву относятся свойства темперамента и характера, способности и мотивация (или шире - направленность), воля и чувства.

На рисунке 1 человек обозначен как субъект. Субъект эточеловек как носитель психики, противопоставляющий себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Объект - то, что существует независимо от субъекта, на что направлена его активность. Специфическим видом человеческой активности являетсядеятельность. Деятельность человека – это осознанная и целенаправленная активность. Поэтому в структуре человека, предложенной Б.Ананьевым, общее понятие субъекта конкретизируется в понятии субъекта деятельности. Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к творческой преобразующей деятельности. К субъектным свойствам человека можно отнести его профессиональные свойства (например, исполнительность, креативность) или характеристики человека как субъекта воздействия (на природу, других и самого себя).

Б.Ананьевым были разработаны совершенно новые подходы к изучению человека. Его главные идеи – целостное изучение человека на протяжении всей жизни в единстве его биологических и социальных свойств. Они были реализованы в масштабных комплексных лонгитюдных (длящихся на протяжении жизненного пути человека) исследованиях, которые во всем мире считаются наиболее надежным средством получения достоверной и целостной информации о человеке как индивиде личности и субъекте деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: