Графический организатор текста

Рис. Понятия, характеризующие развитие взрослого человека (“возрастные часы”)

Характеристика периода взрослости (25–65 лет) в рамках отечественной психологии

Социальная ситуация развития Генетическая задача Ведущая деятельность Психические новообразования
Активное включение в трудовые отношения, социальная ответственность за собственную семью и детей, а также за широкие социальные проблемы (политические, экономические, нравственные, экологические) Интеграция многообразных связей и отношений с людьми Трудовая деятельность, семейная жизнь  Развитое социальное чувство  Личностная и профессиональная рефлексия  Жизненная мудрость;  Осознанная нравственная позиция  Толерантность и гражданская ответственность  Эмоциональная устойчивость  Гибкость поведения и критичность мышления  Креативность и индивидуальный стиль деятельности

Педагогическая психология

Лекция 17. Предмет, история, задачи, структура педагогической психологии

Содержание

1. Предмет педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

2. История педагогической психологии: основные этапы становления и развития.

3. Задачи педагогической психологии.

4. Структура педагогической психологии.

Педагогическая психология – это междисциплинарная самостоятельная отрасль знания, но она тесно связана и опирается на знания таких наук, как общая, социальная, возрастная психология, психология личности, теоретическая и практическая педагогика. Она имеет собственную историю развития, свой предмет, задачи изучения.

В качестве объекта исследования любой науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности; предметом же является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки – это фрагмент объективной реальности, предмет – результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае – в человеке.

Так, общая психология изучает общие психологические закономерности, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека.

Возрастная психология изучает онтогенез психических процессов, закономерности и механизмы функционирования и развития психики в различных возрастах.

Предмет педагогической психологии – факты, закономерности, механизмы освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в различных условиях образовательного процесса.

История становления

Первый этап (середина XVII – конец XIX в.) – общедидактический – период становления педагогической психологии. Главная задача данного периода – «психологизировать педагогику» (И. Г. Песталоцци). Этот период связан с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского (1592–1670), Жан-Жака Руссо (1713–1778), Генриха Песталоцци (1746–1827), Иоганна Гербарта (1776–1841), Адольфа Дистервега (1790–1866), К. Д. Ушинского (1824–1870), П. Ф. Каптерева (1849–1922). Круг рассматриваемых ими проблем весьма широк: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика; способности ребенка и их развитие; роль личности учителя; организация обучения и др. Это период первых попыток научного осмысления образовательного процесса, умозрительных, логических построений на основе наблюдений, анализа и оценки педагогического опыта и действительности.

Второй этап (конец XIX – начало 50-х гг. ХХ в.) связан с выделением педагогической психологии в самостоятельную отрасль. Происходит аккумуляция достижений педагогической мысли предшествующих столетий, ориентация и использование результатов психологических, психофизических экспериментальных исследований в общем контексте развития экспериментальной психологии, создание и разработка конкретных педагогических систем. Этот период связан с жизнью и деятельностью П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, Эд. Торндайка, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Дж. Дьюи, Эл. Клапареда, Дж. Уотсона, Эл. Толмена, Т. Халла, Б. Скинера, П. П. Блонского, Ш. Бюллера, К. Бюллера, В. Штерна, М. Монтессори и др. Это период первых экспериментальных работ. Круг рассматриваемых ими проблем: исследования запоминания, развития речи, интеллекта, особенностей научения и др.; развитие специальных педагогических систем; контроль знаний и умений; управление программами, учебным процессом. Формируется особое психолого-педагогическое направление – педология (Дж. М. Болдуин, Э. Килпатрик, Э. Мейман, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.), в котором комплексно, на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Широко используется тестовая диагностика, распространяются школьные лаборатории, разрабатываются экспериментально-педагогические системы и программы, активизируется процесс научной рефлексии образовательного процесса, его теоретического осмысления.

Третий этап развития педагогической психологии – период создания целого ряда собственно психологических теорий обучения, разработки теоретических основ педагогической психологии:

 Б. Ф. Скинер – идея программированного обучения (1954);

 Л. Н. Ланда – теория алгоритмизации обучения (60-е гг. ХХ в.);

 В. Оконь, М. М. Махмутов – целостная система проблемного обучения (70–80-е гг. ХХ в.);

 П. Я. Гальперин – теория поэтапного формирования умственных действий (1957–1958);

 Н. Ф. Талызина – теория поэтапного формирования умственных действий (70-е гг. ХХ в.);

 Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов – теория развивающего обучения (70-е гг. ХХ в) и др.

Происходит поиск и обоснование наиболее адекватной требованиям общества системы обучения – учения, формируются направления обучения, в рамках которых выявляются общие проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: