Средства правового регулирования

Осуществление правового регулирования предполагает наличие соответствующих правовых средств,[144] при помощи которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение планируемых результатов.

При характеристике правовых средств выявляются их отличительные черты и особенности как институционно-функциональных образований правовой действительности, действенных инструментов, используемых в процессе решения разнообразных задач, определяемых целевыми установками социально-политического развития.

Правовые средства предусмотрены нормами права, вне нормативной сферы существовать не могут. Именно правовые нормы придают рассматриваемым средствам регулирования правовой характер. Поэтому нельзя согласиться с мнением Б. И. Пугинского о правовых средствах «за рамками правовых норм». Во всех приведенных автором случаях свобода усмотрения субъектов хозяйственных отношений, их деятельность осуществляется не «за рамками правовых норм», а из наличия диспозитивных норм,[145] а также правового явления особого, специфического порядка – общих дозволений, которые на началах нормативности общим образом определяют правомерное поведение субъектов.

Правовые явления, рассматриваемые в качестве правовых средств, характеризуются преимущественно под углом зрения их регулятивных функций, что и выражает суть того специально-научного подхода, который назван инструментальным. Поэтому, когда исследуются правовые средства в их реальном функционировании, имеются в виду не новые «реалии, которые не укладываются в содержание традиционных терминов», «для обозначения которых требуется новое понятие»,[146] а все правовые установления и формы, т. е. все институциональные правовые явления во всем многообразии их разновидностей.

Правовые средства являются частью права в целом в его инструментальном понимании. Поэтому между правовыми средствами прослеживается глубокая связь. Если отдельно взятое правовое средство – это особый, единичный фрагмент правовой субстанции, то в единстве и взаимодействии правовые средства образуют юридические механизмы, действующие совместно в тех или иных сферах правового регулирования. Выступая в качестве составных элементов нормативного материала, правовые средства обособляются в особых правовых образованиях – институтах и субинститутах права.

Таким образом, правовые средства – это такие институциональные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на определенном этапе. [147]

В контексте сформулированного определения правовое средство тождественно инструменту, посредством которого осуществляется регулятивная деятельность. При этом следует различать средства (инструменты и методы (способы, приемы) их использования. В связи с этим заслуживает критики позиция А. В. Малько, определяющего правовые средства как «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей».[148] По этому поводу В. А. Сапун отмечает, что под правовыми средствами точнее было бы понимать не саму профессиональную юридическую деятельность (как совокупность юридически значимых деяний), а ее формализованные результаты в виде разнообразных правовых актов.[149] Кроме того, ошибочно отождествлять технологию как теоретическую модель (правовой режим) применения средства и деяние как фактический поведенческий акт, осуществляемый в соответствии с той или иной технологией.

Исследование основных разновидностей и классификация правовых средств позволяет выявить весь их объем, изучить качественные особенности, их общие черты, а значит избежать односторонности в познании изучаемых правовых явлений.

Правовые средства многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности.

Классификация правовых средств осуществляется по различным основаниям.

1) По уровню решаемых в правовом регулированиизадач могут быть выделены общие и специальные правовые средства.

Общие правовые средства служат для постановки основополагающих целей и определения круга задач правового регулирования. Как правило, эти средства напрямую в регулятивной деятельности не принимают. Вместе с тем принципиальная возможность задействования их в качестве инструментов непосредственного (прямого) воздействия сохраняется.В качестве примера можно назвать основной закон государства – Конституцию. В частности, Конституция России «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15).

Специальные правовые средства используются для решения конкретных задач правового регулирования. При помощи специальных средств происходит достижение целей и решение задач, определенных при помощи общих правовых средств. В качестве специальных правовых средств выступают подзаконные акты, конкретизирующие положения актов общего характера и закрепляющие механизмы их реализации.

2. В зависимости от сферы правового регулирования различаются правовые средства, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.

В сфере публично-правового регулирования в качестве правовых средств выступают властные предписания – императивные нормы, устанавливающие четкие, максимально конкретизированные правила поведения, в рамках которых минимизируется «свобода выбора» и которые обеспечиваются посредством государственного принуждения. Средства публично-правового регулирования закрепляются в нормативно-правовых актах, при этом законодатель четко оговаривает правовые ситуации, в которых то или иное средство может применяться, а также определяет процедуры и сроки его применения.

В сфере частноправового регулирования наибольшее значение имеют средства договорного (консенсуального) характера. При этом выбор средства, а также конкретизация его содержания осуществляются юридически равными по отношению к друг другу субъектами, реализующими в процессе правового регулирования свои непосредственные интересы.

3. По форме выражения различают правовые средства, закрепленные в нормативно-правовых актах, нормативных договорах, юридических прецедентах, юридических обычаях и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: