Методические рекомендации

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры).

Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения. Что такое «отражение»? Почему сознание – это его высшая форма? Представители какого философского направления разрабатывали данную концепцию сознания?

Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных уровнях и формах общественного сознания.

В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного? Почему можно говорить, что бессознательное как концепт стало играть значительную роль в современной культуре?

Тема 4. Формы и методы научного познания. (2 ч)

1. Научное познание, его специфика.

2. Понятие методов научного исследования.

3. Теория истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.

4. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.

5. Ученый и этика. А.Д. Сахаров – ученый и гражданин (биография, Нобелевская речь, права человека).

Литература

  1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  4. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. //Вопросы философии. 2001.№8.
  5. Лекторский В.А. Теория познания. //Вопросы философии. 1999. №8.
  6. Наука и культура. //Вопросы философии. 1998.№10.
  7. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
  8. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
  9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  10. Философия и методология науки. М., 1994.
  11. Хинтика Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. 1996.№ 9.
  12. Холтон Дж. Что такое антинаука? //Вопросы философии. 1992.№2.
  13. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. //Вопросы философии. 2001.№12.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: