Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени




1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:

• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (ис­пользование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);

• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные обще­ственно-экономические отношения;

• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;

• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопе­чатание, распространение идей гуманизма.

Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Воз­рождения и нового времени являлись:

• Эразм Роттердамский;

• Гуго Гроций;

• Бенедикт (Барух) Спиноза.

2. Дезидерий Эразм Роттердамский(1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:

• критика и высмеивание средневековой схоластики;

• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, органи­зационного, политического засилья философ видел путь спа­сения христианства как истинной веры);

• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");

• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гу­манной монархии.

Самое знаменитое произведение философа (в котором затра­гиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".

Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружаю­щий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:

• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;

• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, эк­зальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблю­дать спокойствие и трезвость мышления.

Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.

К первым (хорошим и желательным) он относит:

• свободу;

• миролюбие;

• воздержанность;

• простоту;

• образованность;

• здравый смысл.

К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило­соф относит:

• фанатизм;

• невежество;

• насилие;

• лицемерие;

• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические осно­вы" прогресса того времени).

3. Гуго Гроций(1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и право­вой философии Голландии.

Основными проблемами его философских исследований были:




• гносеология (познание);

• государство и право;

• проблемы войны и мира;

• международные отношения.

Гроций стал одним из основоположников теории естественно­го права,в которой можно выделить следующие основные идеи:

• право не дано Богом;

• право изначально заложено в человеке;

• все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;

• естественное право — это право, заложенное самой человече­ской природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;

• писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источ­никах — законах и т. д.;

• официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.

4. Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 — 1677) стал автором наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

• проблема субстанции;

• теория познания;

• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Важная философская заслуга Спинозы — подробная разра­ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.



Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась втом, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для

своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании пол­ностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще­ствования) от другой субстанции — Бога.

5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции,суть которого в сле­дующем:

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

• существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее;

• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При­роду) и Бога;

• природа и Бог — едины;

• не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро­ды, возвышающегося над природой;

• Бог внутри Природы;

• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;

• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;

• внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами:

• существует;

• самостоятельна и независима от кого-либо;

• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых — мышление и протяжение (в данном случае мышле­ние и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдель­ных модусов, как у Декарта);

• бесконечна в пространстве и времени;

• вечна (несотворима и неуничтожима);

• неподвижна.

Теорию субстанции Спинозы можно представить ввиде сле­дующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Де­карта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Уче­ние о субстанции").

6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступе­ни познания:

"познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних при­чин, — высший вид познания;

• познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

• чувственное отражение окружающего мира согласно Спино­зе - полученное данным путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

7. Ключевыми в этике Спинозыявлялись проблемы:

детерминизма (обусловленности всего в природе);

• соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

• свобода и необходимость в субстанции соединяются водно

целое;

• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в

рамках жесткой необходимости;

• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необ­ходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тис­ках" необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью (является "ду­ховным автоматом", по выражению Спинозы);

• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

• свобода — это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

• максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;

• освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.

По этим причинам девиз Спинозы:"Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 341; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8834 - | 8360 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.178.160 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.