Объекты и субъекты финансового менеджмента

Чем же управляет финансовый менеджмент? Очевидно, образованием доходов, их распределением и перераспределением, контролем эффективности. Именно эти процессы и показатели денежных отношений внутри и во вне любой коммерческой структуры являются сутью финансов. В уже упомянутой схеме (стр. 15 учебника) мы объединили названные процессы и показатели в комплексы финансовых задач. Однако в них не вошел главный и обобщающий объект управления – эффективность, - составляющий цель любой деятельности, тем паче - бизнеса в материальном производстве.

В чисто финансовом смысле эффективность предполагает прибыльность, а точнее - неснижающуюся, растущую рентабельность. Однако, финансовые показатели оценки эффективности охватывают, помимо растущей рентабельности, еще два компонента - оптимизацию ассортимента, т.е. приемлемость его по структуре, ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и перспективного потребительского рынка, а также сохранение и улучшение ноосферы. Термин “ноосфера” введен в научный оборот академиком Вернадским В. И. и означает природно-экономическую и социально-психологическую сферу существования человека в производстве. Однако количественная оценка обоих последних компонентов в итоге отражается на рентабельности, которая имеет множество форм выражения. Остановимся на наиболее обобщающем и доступном, лежащем как бы на поверхности информационного поля показателе экономической рентабельности. Эта и иные формы выражения рентабельности представлены в таблице 2.1. учебника, где указаны и сферы их применения.

Экономическая рентабельность, или формула Дюпона - это процентное отношение балансовой прибыли к сумме активов по бухгалтерскому балансу. Рассекая эту дробь (обе ее части) показателем реализации, или объемом товарооборота, получим две новых модификации рентабельности. I- рентабельность реализации, или так называемую коммерческую маржу и II – коэффициент трансформации, или оборачиваемости активов. При этом если знаменатель 1 -го показателя оценить по себестоимости, а не в ценах реализации за минусом косвенных налогов, то получим хронологически самый старый показатель рентабельности продукции широко применяемый финансистами в планово-аналитических расчетах, в том числе для оценки эффективности текущих затрат, для расчета прибыли нормативным методом, в ценообразовании и критериальных pac четах по оптимизации ассортимента продукции и услуг.

Что до показателя оборачиваемости активов, то путем несложных расчетов его можно разделить на показатели оборачиваемости основного и оборотного капитала. Но об этом - в свое время. А теперь - о субъектах финансового менеджмента.

Кто же непосредственно организует финансовый механизм и осуществляет управление финансами?

Естественно, на предприятии - это служба финансового менеджера, которая, в зависимости от масштаба и диверсификации деятельности, может быть обособлена или соединена с другими экономическими подразделениями. Ее организационная схема, рекомендуемая нами, а точнее - участки финансовой работы - представлена на рисунке 1. 6., стр. 31 учебника. Чуть выше, на рисунке 1.5. дана схема финансовой инфраструктуры, ее организационная модель, охватывающая все звенья (институты) финансово-кредитной системы с обозначением аппарата финансистов, курирующих то или иное звено, и таким образом осуществляющих финансовый менеджмент. Эта модель указывает также связи предприятия как базового звена системы с другими ее институтами через денежные потоки или меры контроля.

Например, центральное звено – бюджетная подсистема - через налоги и налоговые платежи постоянно связана со всеми другими звеньями системы, и главное - налоговые платежи и бюджетные кредиты и ассигнования неразрывно связаны с базовым звеном, как бы производящим, генерирующим все деньги и денежные потоки.

Даже по масштабу финансовой инфраструктуры и функций финансовой службы можно понять, что финансовому менеджеру и финансисту вообще требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение их утилизировать в интересах своей фирмы, известный организаторский талант, владение искусством общения, терпимость в деловых отношениях, способность доказательно мотивировать и деликатно отстаивать свою позицию - все то, что именуется аттракцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: