История возникновения ислама

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Ислам и его роль в жизни современного общества

Л. В. Пьянова

Тверь 2014

Фондовая лекция «Ислам и его роль в жизни современного общества» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от «» августа 2014 года.

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор

Е. Е. Михайлова

Доцент кафедры общегумани тарных дисциплин

Ю. В. Хохлова

Пьянова Л. В. Ислам и его роль в жизни современного общества: Фондовая лекция. - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2014, 58 стр.

Фондовая лекция «Ислам и его роль в жизни современного общества» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления 0300300.62 «Психология», к валификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики религиоведения, культурологии, этики, социальной психологии.

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

Г.

Оглавление

Введение......................................................................................................................3

1. История возникновения ислама.............................................................................4

2. Личность пророка Мухамеда................................................................................10

3. Символ веры ислама..............................................................................................20

4. Культ ислама...........................................................................................................22

5. Эволюция ислама...................................................................................................33

6. География современного ислама..........................................................................42

7. Ислам и мировая культура....................................................................................46

Заключение................................................................................................................50

Рекомендуемая литература......................................................................................52

Введение

Ислам, третья и самая молодая мировая религия. Он относится к числу наиболее распространенных религий на планете. Ислам исповедуют более миллиарда человек. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственным вероисповеданием. Подавляющее число мусульман проживает в Западной, Южной и Юго - Восточной Азии и Северной Америке. Численность приверженцев ислама увеличивается не только за счет естественного прироста населения, среди которого он был традиционно распространен, но и за счет обретения новых последователей. Ислам выступает как мощное социокультурное явление, как активная политическая сила. Следовательно, в настоящее время, география этой религии требует внимания и неоднозначного подхода в рассмотрении.

Гюстав Эдмонд фон Грюнебаум, один из знаменитых исламоведов, первым указал на "универсальный" характер ислама, отсутствие национальной замкнутости этой религии или жесткой привязанности к ограниченному периоду времени. Нельзя не заметить в связи с этим, что, несмотря на бурный качественный и количественный рост исламоведческих исследований в последние годы, исследователям пока еще не удалось выявить те присущие исламу черты, которые позволяют ему вот уже более тринадцати с половиной веков "держаться на поверхности", оставаться одной из ведущих идеологических систем, число последователей которой увеличивается. Показательно, что часто наиболее рьяными апологетами ислама выступали не арабы, а представители других народностей: в средневековье - тюрки, берберы, иранцы, в новое время - турки-османы. Для сегодняшнего дня можно привести пример Ирана, а также указать на продолжающийся процесс распространения ислама в Тропической Африке, создание и рост мусульманских общин в европейских странах.

"Сейчас, как тем, кто отрицал за исламом потенцию, которая позволила бы ему сохранить влияние на умы в нашу современную эпоху, так и тем, кто увидел в пресловутом "исламском буме" чуть ли не идейный переворот, способный направить всё развитие стран традиционного распространения ислам по специфическому пути, а то и отбросить их назад, в эпоху средневековья. Ясно, что активность ислама носит маятниковый характер, а его возможности приспосабливаться к изменившимся общественным условиям, далеко не исчерпаны".

В историческом плане он явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовым отношениям.

Все аравийские уклады - патриархальный, рабовладельческий, раннефеодальный, выраставший из даннического, - отразились на идеологии ислама. Получилась своего рода "многоукладная надстройка". Быть может, именно в этом состоит идеологическая гибкость и приспосабливаемость ислама - в многогранности его юридических и этических норм.

История возникновения ислама.

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу.
Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в.

основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570 — 632 г.). В возрасте 40 лет (около 610г.) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога и Аллаха, открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране - главной священной книге мусульман. Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили евреи.
Исламское движение в Аравии в VII в. н.э. провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма семитского патриарха Авраама, который, по утверждению Корана, был праведником и пророком, установившим надлежащее богопочитание в святилище Кааба в Мекке. По учению ислама, Авраам не был ни иудеем, ни христианином, но человеком, чья вера была чиста, и который был мусульманином (Коран 3:68). Коран заявляет о своей духовной родословной в словах, не допускающих двусмысленного толкования: «Мы веруем в Бога и в то, что было нам ниспослано и было ниспослано Аврааму и Исмаилу, Исааку и Иакову, и Коленам, и в то, что было даровано Моисею и Иисусу и пророкам от их Господа. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (3:85). Согласно Корану, иудеи и христиане получили от Бога истинное руководство и иногда следовали ему с подлинной преданностью — исламом, — но еще чаще они распадались на секты и извращали послания своих пророков. И вот Бог в милосердии своем восстановил изначальное послание в Коране, «Чтении», которое было ниспослано Мухаммеду на простом и понятном арабском языке. Не одни христиане и иудеи, но и другие потомки Авраама — язычники аравийцы, забывшие о своих истинных духовных корнях, — будут призваны к первоначальной религии ислама, которая, согласно исламскому учению, была учреждена в архаические времена Богом для своего верного служителя Авраама и его потомков.

Хиджаз — колыбель ислама. Еще до Мухаммеда Мекка достигла положения важного центра торговли и регионального святилища и притягивала к себе множество торговцев и паломников. К VI в. здесь образовался растущий

купеческий класс, оставивший старинный пастушеский образ жизни. Через Мекку проходили караваны, перевозившие ценные грузы на север в Палестину и на юг в Йемен. Тесные родственные связи между арабами города и пустыни обеспечивали хиджазитов (народ Хиджаза) несомненными преимуществами при ведении торговли с дальними странами. Погонщики верблюдов, суровые и поднаторевшие в искусствах войны люди, были хозяевами торговых маршрутов. Они умели проходить через негостеприимные земли, используя то грубую силу, то дипломатическую любезность. При необходимости ловкие купцы заключали союзы и договоры с племенами, обитавшими вдоль дорог, обеспечивая себе безопасный проход, а тем — долю прибыли. Чужаки (т.е. неарабы) не имели никаких шансов на успех ни в торговых делах, ни в военных схватках на территории Хиджаза. Им недоставало как умения, необходимого для осуществления далеких перевозок на верблюдах, так и тех жизненно важных родственных и культурных преимуществ, которые сплачивали особые арабские коллективы в крепкие общины. Для того чтобы добиться успеха, чужакам приходилось заручаться поддержкой и защитой со стороны арабов.

До того как деятельность Мухаммеда придала революционный импульс всей ее жизни, Аравия никогда не знала даже подобия политического единства. Самое большее, чего время от времени удавалось достигнуть, — это недолговечные союзы ради достижения определенных целей, таких, как взаимная защита. То здесь, то там появлялись сильные вожди, господствовавшие на ограниченной территории, однако полномасштабного политического единства все не было. Хотя некоторые существенные предпосылки такого единства существовали: общий арабский язык, сходство общественной структуры и обычаев, общие предания (особенно касавшиеся Авраама как предка арабов) и трудное искусство жить в пустынных и степных регионах, однако только Мухамед поставил все эти факторы на службу политическому единству полуострова.

Рис. 1 Аравия и Ближний Восток в раннеисламскую эпоху

До того как возник ислам, ценности арабов концентрировались вокруг чести семьи, рода, племени — чести, которую следовало отстаивать любой ценой. Эта честь была средоточием мужественности, проявлявшейся в воинских искусствах и доблестных деяниях. Мужественность, в свою очередь, была отличительным признаком нравственного благородства, Которая доказывалась делами, гостеприимством и щедростью. Она представляла собой сочетание физической силы, моральной отваги и ощущения превосходства своего происхождения. Другой характерной чертой некоторых арабов было качество, называвшееся джахл. Буквальное значение этого слова — «неведение», но одна из его коннотаций — «варварство», особенно в осуществлении насильственных и жестоких деяний по отношению к другим, единственный мотив которых — страсть к разрушению. Поскольку в предисламской Аравии было много беззакония и насилия, а также отсутствовала устойчивая религиозная этика, последующие исламские

поколения прозвали период до возникновения ислама Джахилийа («Эпохой варварства»), когда люди не ведали мира и благословения истинной религии. Предисламская Аравия имела довольно рыхлую традицию религиозных верований и практики, связанную с племенными ценностями и материальными интересами. Фактически центральное святилище Мекки было приютом 360 идолов, олицетворявших духов и божества Хиджаза. Главным среди них было антропоморфное изображение бога Хубала, который, по-видимому, как-то соотносился с Марсом, богом войны. Объектами почитания были также три «дочери Аллаха», звавшиеся Ал-Лат, Манат и Узза.

До возникновения ислама арабы веровали также в бога по имени Аллах, однако предисламские представления об Аллахе существенно отличались от понимания Аллаха в исламе. Аллах считался богом – творцом, но поскольку он воспринимался как трансцендентный и абстрактный бог, наподобие старших богов многих древних традиций, он не имел официального культа, отправлявшегося на регулярной основе. Мощь Аллаха была общепризнанной, и есть свидетельства того, что некоторые древние арабы сосредоточивали все свое внимание именно на нем, исключая из его общества меньших богов, однако для большинства арабов Аллах не являлся средоточием монотеистического движения до тех пор, пока ему не был дан решающий толчок пророческой деятельностью Мухаммеда. Аллах — это стяженная форма арабского определенного артикля «ал-илах» — «бог»; таким образом «ал-илах» равнозначно слову «Аллах». В исламе Аллах — это термин, соответствующий «Богу» в иудаизме и христианстве.

Древнеарабская религия признавала священный характер таких мест, как источники, родники, рощи и необычные скальные образования. Часто в этих святилищах помещались могилы древних предков, а уход за ними и их охрана были делом чести для поколений их потомков. Священный характер генеалогии рода наглядно выступает в таких местах. Некоторые божества имели особенно близкие отношения с отдельными семьями и региональными святилищами, и у

их алтарей периодически совершались жертвы и приношения. Данная модель напоминает религиозную практику древних израилитов, как она зафиксирована в Библии, особенно в эпоху патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Древние арабы практиковали обходы своих святилищ, особенно тех, что были связаны со священными камнями. Такая практика обхода вокруг священного места была со временем включена в исламский культ, превратившись в ритуал, во время которого паломники двигаются вокруг святой Каабы в Мекке. Паломничество в Мекку было важным элементом религии Хиджаза задолго до Мухаммада. Приход в Мекку паломников предоставлял множество удобных возможностей для торговли и коммерции, и многие мекканские семьи разбогатели именно на концессиях, обслуживавших паломничество. Тесный союз между коммерцией и религией являлся ключевым моментом мощи и престижа Мекки, города, господствовавшего в Западной Аравии в эпоху Мухаммада. Когда Мухаммад стал проповедовать в Мекке конец идолопоклонства, мекканские лидеры увидели в нем угрозу своим жизненным интересам.

Фатализм был неотъемлемой чертой народного миросозерцания предисламской хиджазской религии. Не существовало веры в загробную жизнь, в справедливое воздаяние страдальцам или наказание тем, кто согрешил в этой жизни. Верховным владыкой было не определенное божество, но скорее «время», безличный и слепой процесс изменений, текущий своим путем невзирая на человеческие надежды и страхи. Было широко распространено представление о смерти как о конце всего, так что людям следовало жить настоящим. Большим утешением было воспитание детей и увеличение мощи и размеров семьи, потому что родовые отношения были той сферой, где могли реализоваться стремление к богатству, престижу и власти. Чужаки не играли никакой роли, так как все личные ценности задавались жизнью закрытой общины в рамках группы родственников. Альтруистические мероприятия были предметом строгого счета благодеяний, оказанных своей группе. Если

представитель одной кровнородственной группы причинял ущерб или убивал члена другой семьи, рода или племени, это приводило к вендетте против провинившейся кровнородственной группы, продолжавшейся до тех пор, пока не восстанавливалось равновесие в результате отнятия жизни или получения равноценной компенсации за преступление. Подобные конфликты могли длиться достаточно долго. Самыми влиятельными людьми древней Аравии в религиозном смысле были кахины — шаманистические провидцы, умевшие входить в состояние транса и находить в своих видениях пропавших родственников, верблюдов и разнообразные предметы. Кахины произносили священные формулы, составленные рифмованной прозой. Поэты также считались вместилищем священной силы благодаря своему вдохновению, причиной которого, по мысли древних арабов, были невидимые духи, джинн (ед.ч. — джинни). Поэтические изречения развлекали и наставляли.

Итак,ислам зародился в Аравии в начале VII века нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: