Причины и исторические условия возникновения ислама

На огромных просторах Аравийского полуострова, равного примерно четверти Европы, с древнейших времен обитали многочисленные семитские племена – арабы. Суровые природные условия, составлявшие пустыни, полупустыни, степи и, отсутствие постоянных рек, редкие осадки и скудость растительности, зимние стужи и летний зной, частые засухи предопределили особую хозяйственную деятельность арабов. Основная масса населения- кочевые скотоводы-бедуины, выращивали верблюдов, овец, коз, редко лошадей. Редкая растительность породила поговорку, что «бедуин отдыхает в тени верблюда», более того, верблюд был своего рода «источником» воды – он вбирал в горб большое количество воды, которую в критической ситуации арабы извлекали и потребляли. Значение верблюда, исключительно приспособленного к суровым условиям пустыни, было столь неоценимо, что не приходится усомниться в справедливости утверждения, что араб не смог бы выжить без него.

Незначительная часть арабов вела оседлый образ жизни, живя в редких плодородных оазисах, занимались земледелием, садоводством и ремеслом. Наиболее значительные города располагались на торговых путях, соединяющих издревле коммуникациями практически все стороны света. Жители городов, сами занимались торговлей, а вооруженные бедуины сопровождали иностранные караваны, что служило значительным подспорьем в жизнеобеспечении.

Относительно социального строя арабов нет единого мнения, однако доподлинно известна неравномерность социально-экономического и политического развития различных регионов Аравии. На исходе VI века среди кочевников проистекал процесс разложения патриархально-родовых отношений, однако, отсутствие соответствующих экономических условий применения рабского труда, а также сколько-нибудь развитого земледелия

тормозили процесс формирования классового общества рабовладельческого или феодального типа. Забегая несколько вперед, отметим, что только после крупномасштабных завоеваний и образования Арабского халифата, объединившего под свое господство различные народы и с тем и с другим укладом и, когда новые экономические условия требовали труда больших масс рабов, постепенно формировалось феодальное общество с развитым рабовладением.

Начавшаяся классовая дифференциация обостряла социальные противоречия. Одновременно с этим и, в известной степени вследствие этих процессов, усиливалась и обострялась, извечная у арабов, межплеменная рознь, сопровождающаяся взаимными грабежами и насилием, которые, одновременно, стимулировали широко практиковавшуюся у арабов кровную месть, длившуюся порою столетиями, до полного истребления одной из сторон.

Межплеменные противоречия обострялись и религиозным фактором: каждое племя имело своего бога и религию, вследствие чего межплеменное противостояние носило бескомпромиссный характер, ибо каждое племя стремилось утверждать свое превосходство не только своими реальными силами, но и превосходством своего бога над божествами других племен. И, вполне естественно, что осознание очевидной порочности межплеменной вражды для всего общества, обусловленной в значительной степени религиозной пестротой, многобожием и значимость проповеди ханифов веры в единого бога, способной преодолеть и устранить эту вражду, все боле проникали в общественное сознание и становились предметом размышлений арабов и усиливали тенденцию восприятия идеи единого бога для всех арабов.

В сложившейся обстановке внутриполитической нестабильности и вражды арабы непрерывно подвергались угрозе и нашествиям со стороны могущественных в ту эпоху соседей: Византийской империи, Сасанидского Ирана, а так же христианской Эфиопии в Африке. Северные территории, Лахмидское и Гассанидское царства длительное время находились в составе Византии. В 572 году, Иран, завоевав Йемен переориентировал торговлю с востока в Византию и другие западные области через свою территорию. В результате транзитная торговля из Йемена, проходившая через Мекку и Медину, приходила в упадок, что наряду с другими, указанными выше причинами обострило социально-экономический кризис в Аравии.

Извечные антагонисты – Византия и Иран – накануне и в период возникновения ислама в течение 26 лет (602-628) непрерывно воевали между собой, в частности и за обладание арабскими территориями. Периодически военные действия происходили на аравийских территориях. В результате торговля (один из важнейших доходов) прекратилась, были разрушены многие оазисы. В 20-е годы участилась засуха, и в Аравии наступил период длительного экономического кризиса, с периодически наступавшим голодом.

Какова же была религиозная ситуация в арабском обществе в рассматриваемый период. Упомянутое выше доисламское язычество представляло собой хаотическое соединение политеизма, тотемизма, фетишизма, поклонения природным стихиям, почитания предков, шаманизма (шаманы именовались кахинами). Сохранившийся в пережиточной форме тотемизм выражался в названиях племен: племя лисы, племя верблюда и т.д.

Фетишизм выступал в двух формах: как почитание камней, как правило, метеоритного происхождения. Таков «черный камень» Мекканской Каабы (Каабу, как и другие подобные сооружения, называли бетилами, от «бейт ил» - «дом бога»). Здесь следует сказать, что в доисламской Аравии было известно по меньшей мере еще 8 подобных сооружений с красным, белым, серым и другого цвета камнями. Такие бетилы рассматривались святилищами определенного племени, к ним совершали паломничество, во время которого занимались торговлей и обменом. Одним из таких святилищ и была упомянутая Кааба, в силу географического и экономического положения Мекки приобретшая особое значение в качестве общехиджазского торгового, экономического и религиозного центра. Внутри и вокруг Каабы было выставлено, как известно, 360 идолов богов различных племен. Ежегодно сюда арабские племена совершали хадж (согласно имеющимся сведениям о хадже известно за четыре века до возникновения ислама), во время которого устраивались ярмарки, заключались договора и, характерно, что в период хаджа запрещались всякая вражда и убийство.

Второй вид бетилов – это статуи или изваяния божеств (идолы), которых перевозили с собой кочевники-скотоводы, которые вследствие кочевого образа жизни не могли иметь стационарные святилища. При остановке на длительное стойбище идол устанавливали на определенном месте и совершали обряды, подобные мекканским: семикратный обход против часовой стрелки и др.

Как отмечает И. А. Крывелев, у арабов широкое распространение имел также полидемонизм. Демоны (джинны), которые представлялись антропоморфными (человекообразными) существами двух полов: они размножались как люди; одни джинны покровительствовали людям, другие вредили; джинны также ваялись в виде идолов.(Крывелев И.А. История религий. М., 1988, с.31).

Не менее важным составляющим религиозную жизнь доисламских арабов был шаманизм. Шаманы (кахины) обладали всеми признаками известных повсеместно в мире шаманов: при служении (камлании) они впадали в транс, теряли сознание, находясь в это время, по представлениям верующих, в общении с миром духов. Кахины пользовались большим авторитетом и влиянием в обществе. Существуют сведения, что пророк Мухаммад унаследовал и использовал в своей культовой и общественно-политической деятельности некоторые элементы исторически сложившейся кахинской практики.

В системе верований и культов доисламских арабов особое место занимало многобожие, на которое и было направлено острие борьбы Мухаммада в деле установления единобожия. В Коране упоминаются боги Вадда, Сува, Ягус, Яук и Наср, с призывом не поклоняться им, отвергать их. «Отметим, что первое из указанных имен богов означает мужчину, другое-женщину, остальные три – льва, лошадь и орла. Особое место в пантеоне божеств занимали женские межплеменные божества ал – Лат, ал - Манат и ал - Узза. В народе эти богини считались дочерями Аллаха, а в Коране осуждаются, утверждающие это, более того, отмечается, что это бросает тень на репутацию бога. В суре 53 Корана (аяты 21-22) читаем «Неужели у вас-мужчины, а у него (Аллаха) –женщины? Это тогда разделение обидное!». В этом эпизоде обнаруживается пренебрежительное отношение к женщине в исламе, находящегося еще на заре своего возникновения. Обида, разумеется была отмщена сразу же после покорения Мекки, в 630 г. - статуи и капища этих богинь были разрушены.

Наряду с верой во многих богов, в некоторых регионах Аравии существовали представления о верховном боге, которого называли Аллах (от арабского ал-илах- «бог», Аллах – таала – «всевышний бог»). Известно также, что Аллах был племенным богом господствующего в Мекке племени Корейш, хотя представления о нем были общими и неясными, не было также какой-либо развитой мифологии и определенных представлений, связанных с ним, Об этом может свидетельствовать наличие у арабов производных от Аллаха имен, например, отца Мухаммада, который умер за 40 лет до начала проповеди Мухаммадом ислама звали Абдаллах (раб Аллаха). Следует также отметить, что единобожие, параллельно с Мухаммадом, проповедовали и другие ханифы: Мусейлима и Асвад в Йемене, Тулейха и пророчица Саджах в Центральной Аравии, Ибн Сайад в Медине и др. (Об их судьбе будет сказано в дальнейшем повествовании). Как отмечают исследователи, в ханифах Мухаммад видел последователей древней, чистой и истинной религии Ибрахима (библейский Авраам). Биограф Мухаммада Ибн Хишам слово ханиф употреляет как синоним слова муслим (мусульманин) и с уважением относится к ним. Он же утверждает, что двоюродный брат жены Мухаммада Хадиджи Варака ибн Науфаль также был ханифом (по другой версии он был христианином). Возможно, что в его воззрениях незримо сочетались и те и другие элементы.

Помимо местных верований и культов, движения ханифов в Аравии широкое распространение имели иудаизм, христианство и в меньшей степени иранский зороастризм, И нет ничего невозможного в том, что Мухаммад, охваченный и движимый религиозными поисками, был в определенной степени знаком со всеми названными учениями. Здесь следует иметь в виду, что названные религии в арабской среде бытовали в различных сектантских вариантах. Например, христианство, представленное в Аравии отдельными отшельниками, проповедниками или монашескими группами, носило характер монофизитской, несторианской и других сектантских разновидностей, что не могло не повлиять на восприятие христианства Мухаммадом и формирование представлений о различных его аспектах, расходящихся с ортодоксальным христианством.

Таковы вкратце и в общих чертах социально-экономическое, общественно-политическое и религиозно-идеологическое состояние арабского общества накануне возникновения ислама.

Важнейшей особенностью рассматриваемой эпохи являлось то, что в арабском обществе, раздираемом внутренними противоречиями, вследствие разложения родоплеменных отношений, подвергаемом непрерывной внешней угрозе со стороны могущественных соседей – Византии, Ирана, а также христианской Эфиопии, в условиях упадка торговли, социально – экономического, политического и нравственного кризиса назрела настоятельная необходимость глубоких коренных преобразований и, главным образом, необходимость объединения арабов в единое централизованное государство, могущее урегулировать как межплеменные отношения, так и противостоять непрерывной внешней угрозе. Все это обусловило общую тенденцию развития самосознания арабов, направленное на консолидацию в единую народность и государство. И, как свидетельствует история, в средневековье всякое социальное, политическое и любое иное общественное движение и процессы протекали только в религиозной форме. Иных социальных теорий или идеологических форм выражения потребностей общественного развития не существовало.

Эпоха коренных переломов в обществе, закономерно, порождает и великих личностей, выражающих назревшие потребности преобразований, ломки устаревших, отживших свой век и тормозящих общественный прогресс обычаев, традиций, нравственных ценностей и указывающих пути, способы, средства и методы переустройства общества. Такой личностью, сыгравшей решающую роль, и прежде всего в возникновении и формировании ислама – идеологии преобразования арабского общества и явился пророк Мухаммад, вокруг которого за короткий исторический промежуток времени объединилась целая плеяда его единомышленников, организаторов, полководцев, готовых к самопожертвованию и составивших ядро первой мусульманской общины. Вследствие отсутствия или скудости сведений о жизни и деятельности Мухаммада в мекканский период, его биография не поддается реконструкции. Как отмечает известный ученый – востоковед и историк ислама И. П. Петрушевский: «История не располагает письменными известиями современников о Мухаммеде. Священная книга ислама, за исключением немногих мест, не является источником для биографии Мухаммеда. Предания о его жизни, деяниях и речах, так называемые хадисы, долгое время распространявшиеся устно и лишь позднее записанные, в наибольшей своей части недостоверны… Основанная на хадисах первая биография Мухаммеда, составленная Ибн Исхаком (ум. 767 г.), появилась только в середине VIII в., дошла до нас лишь в переработке Ибн Хишама (ум. 834 г.) и отчасти в обширных выдержках у историка ат-Табари (ум. 923 г)».

Биография Мухаммада, как отмечают исследователи, в том виде, в котором возникла, зафиксирована и принята мусульманской традицией, содержит значительный пласт легендарного, мифического, с массой чудес, хотя известно, что пророк выражался о себе достаточно скромно, ставя себе в заслугу только то, что он избран Аллахом в качестве передатчика людям слова божия и, что он не знает, что будет завтра, говорил, что он не может совершать чудеса и т.д. Предание гласит также, что Мухаммад, говоря о себе как одном из пророков отмечал: «Мое отношение к данной цепи пророков может быть принято через притчу о дворце: дворец был построен наилучшим образом. Все было закончено в нем, не хватало только одного кирпича. Я заполнил это пустое место и, тем самым, строительство дворца завершено». (Философия и религия на Зарубежном Востоке, М., 1985, с. 44).

Родился Мухаммад в 670 г. в Мекке в роду хашим, племени Корейш (курайш). Отец его Абдаллах был младшим сыном главы рода Абд ал – Мутталиба, мать Амина – дальняя родственница из Ясриба (Медины). Существует предание, что его рождение сопровождалось целой серией чрезвычайных событий: мать Мухаммада не испытывала родовых мук, окрестности Мекки озарились необыкновенным блеском, младенец, подняв глаза к небу, воскликнул: «Аллах Акбар!», река Тигр вышла из берегов и потопила окрестные страны, потух священный огонь Зороастра, поддерживаемый магами непрерывно в течение тысячи лет, идолы всего мира упали на землю…Авторы предания рассказывают о многих чудесах, связанных с детством Мухаммада и его кормилицей Халемой, В частности, мул, на котором он ехал к кормилице в степь, получил дар речи и громко провозгласил, что ребенок, покоящийся на его спине, будет величайшим пророком, главою небесных посланников, любимцем Всемогущего, что он, будучи в люльке, глянул на луну, она остановилась в своем движении; в три месяца он мог встать, в семь – бегать, в восемь – девять – свободно разговаривать. Однажды, когда трехлетний Мухаммад играл в поле со своим молочным братом Мафулом, его посетили два ангела, один из которых – Джабраил – раскрыл его грудь, не причиняя Мухаммаду ни малейшей боли, вынул его сердце и, очистив от всякой скверны (греха), вложил на место. (Цит.: Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия, Махачкала, 1999, с.53-54).

Мухаммад рано потерял родителей: отец умер в Медине накануне или сразу после его рождения; мать умерла когда ан достиг шестилетнего возраста. Затем два года он находился у деда, после смерти которого перешел в семью дяди – Абу Талиба, которому юноша помогал по хозяйству. Что же касается личных качеств Мухаммада, то, как уже отмечалось, позднейшая мусульманская традиция воссоздала идеальный образ, лишенный всяких недостатков, более того, в образе Мухаммада синтезированы все возможные и невозможные высшие добродетели: от сверкающей внешней красоты, до идеальной чистоты нравов.

По достижению 24-25 лет в жизни Мухаммада происходит коренной перелом, он поступает торговым приказчиком к мекканской вдове Хадидже. Сушествует предание, что она была влюблена в него. По преданию ей было 40 лет, как бы то ни было («любви все возрасты покорны»), они вскоре поженились и, согласно преданию, жили счастливо. Некоторые мусульмане утверждают даже, что она была самой любимой из 14 жен, хотя по другой версии таковой была девятилетняя Айша, на которой он женился, когда ему перевалило за 50.

Будучи незаурядной личностью, освободившись от забот о куске хлеба, Мухаммад не мог оставаться безразличным и безучастным к состоянию, в котором прозябало арабское общество, раздираемое внутренними противоречиями, где шел процесс интенсивного разрушения патриархального общества с родоплеменной организацией, с примитивным язычеством. С другой стороны, отмеченное выше движение богоискателей – ханифов, все более и более проникающее в общественное сознание, бытовавшие повсеместно в Аравии: иудаизм, христианство, зороастризм, главным образом идеи единобожия, грядущего «страшного суда», загробного воздаяния и другие, несомненно, стимулировали и оказывали решающее влияние на формирование религиозного мировоззрения Мухаммада.

Согласно мусульманскому преданию, проповедь нового вероучения Мухаммад начал в 610 году. Существует также версия, что открытую проповедь он начал в 612 и даже 613 году. Первыми уверовавшими считаются: Хадиджа, три его дочери (Рукайа, Умм Кульсум и Фатима), двоюродный брат Али, приемный сын Зейд ибн Харис, несколько его родственников, будущие халифы Абу Бакр, Осман и другие.

В первых проповедях острие борьбы было направлено против идолопоклонства, многобожия, чрезмерного богатства и ростовщичества, называл богатых, знатных людей грешниками, чем непосредственно занимались мекканские купцы – корейшиты. Но проповедь Мухаммада, одновременно, представляла опасность и для торговых и политических интересов и авторитета Мекки: она могла привести к падению культа Каабы, что повлекло бы за собой упадок паломничества, прекращение ярмарок и ослабление торговых связей. И, вполне естественно, корейшиты усматривали опасность проповедей Мухаммада для своих интересов и постепенно, в нарастающей форме начали преследовать его и общину мусульман, которая медленно, но неуклонно росла. По существующим сведениям, к 615 году количество мусульман составляло около 150 человек. Здесь следует отметить, что как и любая другая религия классового общества ислам изначально формировался как религия обездоленных и рабов. Критику богатства, роскоши в изобилии можно найти в Библии и евангелиях и т.д. Ислам в этом смысле не внес какую – либо струю социальной справедливости: Мухаммад никогда не отрицал ни рабства, ни рабовладения, разве что рекомендовал мягкое отношение к ним, одобрял освобождение раба, но это были единичные случаи, а не правило или предписание. Забегая несколько вперед отметим, что ближайшие соратники Мухаммада, составившие в последующем феодальную верхушку халифата имели десятки тысяч рабов: один из ближайших сахабов пророка Абд-ар-Рахман накануне своей смерти, чтобы угодить Аллаху и облегчить путь в рай, освободил 30 тысяч своих рабов. Следует отметить также, что богатый купец, преданный Мухаммаду и исламу, будущий первый халиф Абу Бакр выкупил и освободил множество рабов, принявших ислам еще в мекканский период. Такие факты,, естественно, способствовали повышению интереса рабов и нисших сословий к исламу. И, вполне естественно, что в предсказываемом Мухаммадом скором наступлении дня «Страшного суда» эти угнетенные массы усматривали возмездие своим господам.

Между тем, во избежание преследований, группа мусульман, около ста человек эмигрировало в Эфиопию. И хотя основное острие преследований было направлено на Мухаммада, он находился под надежной защитой и покровительством своего рода хашим во главе с Абу Талибом и влиятельной жены Хадиджи. Любая серьезная обида, нанесенная Мухаммаду, могла вызвать ситуацию кровной мести, чего боялись и опасались мекканцы, равно как и любой араб того времени, независимо от состоятельности или общественного положения.

Избегая не существенные подробности, отметим, что вскоре сложилась предельно опасная ситуация для Мухаммада и его дела. В 619 году, почти одновременно, умерли названные его покровители, ко всему этому род хашимитов возглавил лютый враг пророка, другой его дядя Абд ал-Узза (т.е. раб (богини) Уззы), прозванный Мухаммадом Абу Лахаб(Отец адского пламени) и которому он предсказал после смерти адские мучения. (См. Коран, сура 111).

В сложившейся ситуации над Мухаммадом нависла угроза убийства и жизнь в Мекке стала невозможной и выход из ситуации был найден. Предварительно вступив во время хаджа в переговоры с ясрибцами (мединцами) и получив согласие, летом 622 года Мухаммад совершил хиджру (переселение из Мекки в Ясриб). Предварительно, мусульмане малыми группами переселились ранее. Так завершился мекканский период проповедческой деятельности пророка. Следует также отметить, что переселившиеся из Мекки мусульмане стали называться мухаджирами, а принявшие их мединцы – ансарами. Мухаджиры и ансары в дальнейшей истории превратились в богатейшую господствующую верхушку феодальной империи Арабский халифат.
Здесь будет не лишним вкратце охарактеризовать ситуацию в Медине в этот период и выявит причины, почему Мухаммад нашел здесь приют, тогда как в других местах отказывали ему в этом. Дело в том, во – первых, что мать его была из Медины и наличие родственников было немаловажным фактором. Во – вторых, мединцы постоянно находились в экономической зависимости от мекканских купцов – ростовщиков, которые ссужали мединцев под большие проценты и, к тому же сказывалась еще древняя межплеменная вражда и Мухаммад, как враг мекканской аристократии, воспринимался арабскими племенами Медины аус и хазрадж как естественный союзник. Надо отметить также, что эти племена или общины сами находились между собой в постоянной вражде. Помимо этого, в Медине жили три иудейские общины и небольшие группы христиан. Между всеми этими племенами и общинами с центробежными интересами, межплеменными и межрелигиозными противоречиями необходимо было наладить отношения на основе компромисса и взаимоприемлемости. По предварительной договоренности, Мухаммад и должен был решать все эти проблемы. Здесь то и Мухаммад проявил большую политическую прозорливость и талант. Мухаммадом и его соратниками Абу Бакром и Омаром был составлен своего рода устав мединской общины, согласно которому «В Медине должна была господствовать полная религиозная терпимость. Мухаммад провозгласил принцип «нет принуждения в вере»: мусульмане, иудеи, христиане и язычники признавались равноправными и могли свободно исповедовать свою веру… Мусульманская религиозная община… в ней все, основанные на кровном родстве связи, отрицались по принципу: «В исламе все люди – братья». (Цит.: И.П.Петрушевский. Ислам в Иране в VII – XV веках. М., 1966, сс.23-24).

Но это было только начало, когда Мухаммад, оказавшись среди множества разнородных племен и социальных слоев с разнонаправленными интересами был вынужден соизмерять, взвешивать свой авторитет, возможности и силу, проявлять осторожность, взвешивать все за и против, прежде чем принимать то или иное решение, Поистине Мухаммад показал недюжинную прозорливость,, ум и дальновидность, решая за короткий период времени массу проблем, связанных с ломкой сложившихся веками стереотипов патриархального сознания, направляя все помыслы и энергию общины к единой цели, привить и утвердить единомыслие, осознание общности интересов.

Вместе с тем, если в мекканский период в проповедях мухаммада нельзя было обнаружить сколько-нибудь определенные и ясные признаки новой веры, а его проповеди были простым повторением проповедей упомянутых ханифов, а иудеев и христиан считал своими единоверцами, то теперь сложились иные условия и возможности. Неудачные попытки склонить мединских иудеев к исламу закончилось сначала изгнанием двух из трех племен (бану кайнука и бану надир), затем истреблением (после битвы у рва, о чем еще будет сказано) последнего, оставшегося в Медине, иудейского племени бану курейза. Согласно источникам, все мужчины были обезглавлены, женщины и дети проданы в рабство бедуинам, а имущество роздано мусульманам. Такой же окончательный разрыв произошел и с христианством. Не вдаваясь в подробности этих процессов, читателю рекомендуем в приведенной последовательности прочесть и поразмыслить над аятами 73, 85 и 56 пятой суры Корана.

В этот период ислам уже приобретает признаки новой, самостоятельной религии: определяются в общих чертах, догматика, культ, обряды, предписания, запреты и т.д.

Меняется обстановка и в самой мединской общине. Мухаммад обретает высокий непререкаемый авторитет и неограниченную власть как в сфере духовной, так и светской и судебной; коренные мединцы – ансары постепенно принимают ислам, который превращается в единственную господствующую веру; теперь уже категорически отвергается, провозглашенный изначально принцип «Нет принуждения в вере» (Коран, сура 2, аят 257). Мусульманская община обретает черты военизированной организации. Соответственно силе и авторитету меняется и тон проповедей и предписаний: компромисс и относительная свобода сменяются повелением и принуждением. Все это находит отражение и в отношениях общины к мекканцам, в которых усматривали с одной стороны своих гонителей и обидчиков, с другой – врагов веры, с которыми следовало бороться беспощадно и бескомпромиссно. Отсюда преследовались и две главные цели: месть за преследования и гонения и, в перспективе, принуждение к новой вере.

Осуществляя эти цели община мусульман уже в начале 623 года напали на мекканский торговый караван и ограбили его. В начале следующего, 624 года снова напали на, возвращавшийся из Сирии, торговый караван и, в известной в истории, битве при Бадре разбили мекканцев, караван разграбили, перебили наиболее упорных врагов ислама, а остальные были отпущены за выкуп. Следует отметить, что после этой битвы впервые Мухаммадом был установлен принцип дележа военной добычи, который действовал во всей дальнейшей истории завоевательных войн арабов. В суре 8 «Добыча» (аят 42) предписывается: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику…». При дележе конный воин получал втрое больше пешего.

В следующем 625 году, после очередного ограбления мекканского каравана, один из богатейших и влиятельных мекканцев, Абу Суфйан повел войска против Медины и в состоявшейся битве при горе Ухуд (Оход) мусульмане были разгромлены, Тяжело раненный Мухаммад спасся благодаря тому, что мекканцы удовлетворившись победой, даже не попытавшись взять Медину, ушли обратно. Однако столкновения продолжались. И в 627 году Абу Суфйан повел в Медину десятитысячное ополчение, но мединцы, как гласит предание, по совету бывшего пленника – раба, ставшего одним из ближайших сахабов Мухаммада, Сальмана ал – Фариси, вырыли вокруг Медины ров (хандак), с укрытиями для лучников. После непродолжительной осады мекканцы ушли не добившись ничего. И хотя никаких прямых столкновений не было, это событие называют «битвой у рва».

На следующий год Мухаммад заключил с мекканцами перемирие на 10 лет, оговорив условие, по которому мекканцы беспрепятственно допустят мусульман к совершению хаджа. К этому времени политическая ситуация складывалась в пользу мусульман, его победа над мекканцами уже была очевидной. В соответствии с упомянутым соглашением, в первых числах января 630 года Мухаммад во главе 10 тысяч бойцов подошел к Мекке и после недолгих переговоров мекканская знать во главе с Абу Суфйаном, явно почувствовав ненадежность своего положения, выпросив выгодные для себя и своего рада условия, сдали Мекку. Взятие Мекки произошло без кровопролития, за исключением казни около десятка ярых противников ислама и преследователей Мухаммада в бытность в Мекке.

Здесь будет нелишним обратить внимание на то, с какой легкостью корейшиты сдали город, было ли их положение столь безнадежным или у них были иные планы и расчеты. Несомненно Мухаммад и его община представляли большой авторитет и силу. Но, вместе с тем следует обратить внимание и на то обстоятельство, что покорение Мекки ничего в положении мекканцев не изменило, корейшиты сохранили свои богатства и упрочили свое положение и привилегии, дополнительной гарантией чему послужила и выдача Абу Суфйаном своей дочери Умм Хабиб за 60 – летнего Мухаммада. Кааба не только сохранила свое прежнее положение и престиж, но и превратилась волей пророка в главную общемусульманскую святыню. Ко всему этому Мухаммад не пожелал жить в Мекке и сразу после совершения обрядов хаджа вернулся в Медину.

Здесь надо сказать, что корейшиты и их лидер, несомненно, понимали и осознавали выгоды исламизации народа, что можно извлечь из этого политические выгоды и не ошиблись. Как показала дальнейшая история, представители рода Омейадов во главе с Абу Суфйаном сыграли выдающуюся роль в верхушке Арабского халифата. Третьим из четырех праведных халифов стал представитель этой династии Осман. После убийства Османа в результате восстания, халифом был избран Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат и зять Мухаммада. Однако, сын Абу Суфйана, наместник Сирии Муавия, обвнив Али в соучатии убийсва Османа и не признав его халифом развязал гражданскую войну. Муавия объявил и себя халифом еще за год до убийства Али в 661 году. В результате Муавия основал династию Омейядов правившей халифатом до 750 года.

Возвращаясь к повествованию, отметим, что пророк Мухамсмад не стремился к богатству, жил скромно, хотя посредством обязывающего к исполнению предписания, о котором уже шла речь, он обеспечил все свое многочисленное потомство через дочь Фатиму и Али (две ветви от сыновей Хасана и Хусейна), которое и поныне пользуется этим правом. Достаточно были обеспечены и оставшиеся 9 жен, которых он объявил матерями мусульман.

Зимой 632 года Мухаммад совершил, известное в истории как «прощальное», паломничество (хадж), во время которого реформировал хадж, устранив некоторые языческие, непристойные с точки зрения новой религии, обряды, превратил его в один из важнейших предписаний ислама. Вернувшись из Мекки, Мухаммад вскоре заболел и летом, 8 июля 632 года умер. Такова вкратце первоначальная история возникновения ислама, под знаменем которого большая половина Аравийского полуострова была объединена в единое централизованное государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: