Хаджж (паломничество)

Даже тогда, когда ашшахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хаджж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и всякими другими препятствиями. Но каждый

совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда священного" хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны". Разрешается посылать вместо себя и других лиц.

Совершивший паломничество удостаивается почетного звания "хаджжия", который рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. Его наперебой приглашают на угощения, присылают подаркя. Привезенная из источника, находящегося вблизи Мекки, вода, почитается как святая и имеющая великие целительные свойства.

Культ Каабы

В представлении последователей Мухаммеда Кааба - священный храм в Мекке, в сторону которого следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к "кыбле", как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.

В действительности Кааба - ничем не примечательное четырехугольное каменное здание (кааба означает куб). Высотой оно приблизительно 10 метров, шириной - около восьми, с плоской кровлей, без окон. Внутри здания, куда можно попасть через двери близ угла западной стены, тоже нет ничего примечательного: там пусто и темно. В северной стене вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень — наиболее священное место здания. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, он был выдворен из рая вместе с первыми людьми за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений божественного запрета. В судный день он воcкреснет и примет прежний облик, чтобы рассказать богу о тех, кто свято исполнял свои обязанности и обряды. Поклонение „черному камню", который, как полагают ученые, возможно, является метеоритом, имело место задолго до ислама. Арабы, как язычники, поклонялись разным, по их представлениям, „священным" предметам, в том числе и камням, поразившим почему-либо их

воображение. Кроме „черного камня" в Каабе были сосредоточены изображения племенных богов, число которых, как полагают исследователи, достигало более 300. Будучи пантеоном племенных богов, Кааба служила местом, где собирались племена или их представители для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным, здесь не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог явиться каждый для поклонения своему богу Но когда в VII в. победил ислам, идолы были разбиты и выдворены из храма, так как все должны были поклоняться единому для всех богу — аллаху. Вместе с тем ревнители новой религии не могли не учитывать освященный многовековой традицией обычай поклонения Каабе. Нельзя было игнорировать и крупные доходы, которые приносила Кааба, будучи центром паломничества и жертвоприношений. Ввиду этого служители культа приспособили Каабу к новой, победившей религии, выдворив из нее идолов и оставив ее в качесгве „священного" места для паломников. Мусульманин, лицезревший Каабу и приложившийся губами к „черному камню", считает себя самым счастливым, ибо ему удалось выполнить завещание пророка. В дни хаджжа толпы фанатиков осаждают Каабу со всех сторон, образуя страшную давку около „черного камня", чтобы пробиться к нему для поцелуя. Культ Каабы, оставаясь и поныне центральным пунктом и одной из основных целей стечения пилигримов в святые города Мекку и Медину.

Культ мазаров

Один из пережитков древнего культа — поклонение "святым" местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, имеют в качестве места поклонения (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие их

воображение. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.

Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров, cвязанных с действительными, а часто и мнимыми могилами святых, появился в VII—VIII вв. В дальнейшем не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гури-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Даже могилы членов его семьи являются весьма почитаемыми у верующих. Могила сына великого астронома Улугбека, превратилась в мазар, на месте развалин знаменитой обсерватории Улугбека тоже соорудили мазар.

К числу особенно почитаемых раньше в Средней Азии мазаров относится находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя ют никогда не был в этом районе.

В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: