К возникновению философии в Элладе

Всё, что имеется в исследовательской литературе по вопросу о воз-

никновении философии и науки в Элладе, достаточно гипотетично, дис-

куссионно.

Фиксация появления и развития философии в Элладе может предстать

как определённое логическим и смысловым образом организованное

пространство, или своеобразная топография времени античной филосо-

фии.

Остановимся: 1) на обозначении этой переломной ситуации в Элладе

историками философии и культуры;

2) на некоторых сопоставлениях ими переломных ситуаций во време-

ни и пространстве;

3) на характеристике причины или причин этой переломной ситуации.

1. Именование ситуации, приведшей к появлению в Элладе филосо-

фии и науки.

Эта ситуация часто именуется как – «греческое чудо».

Термин ввёл в научный обиход французский писатель и историк ре-

лигии Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892) для обозначения не сверхъесте-

ственного, а уникального исторического переворота (VIII–V в. до н.э.),

переломного в культурном отношении.

В ХХ веке Андре Боннар (1888–1959), филолог-эллинист (Швейца-

рия), возражая против употребления слова – чудо, называл это явление

«эпохальным событием», имеющим естественные причины.

2. Проблема сравнения переломных ситуаций во времени и простран-

стве.

Якоб Кристоф Буркхардт (1818–1897), анализируя эпоху Возрожде-

ния, сопоставляет Ренессанс (термин Я. Буркхардта), с культурным

переворотом в Элладе, выявляя их сходные черты: разрушение стерео-

типных форм поведения, формирование всесторонне развитых, творче-

ских личностей, дух соперничества, стремление к славе, как определяю-

щий мотив деятельности и т.д.

При сравнении социокультурных обстоятельств Эллады и стран

Древнего Востока одни исследователи их слишком сближают, другие

же чрезмерно отдаляют.

Сближение связано с удивительным параллелизмом культурного су-

ществования и развития в середине I тыс. до н.э. Эллады и Древнего Во-

стока, на это указывают многие сравнительно-исторические исследова-

ния XIX и XX веков.

Независимо друг от друга, между 800 и 200 годами до н.э., в Элладе,

Палестине, Персии, Индии, Китае возникли мировые религии, пришед-

шие на смену язычеству.

Это – иудаизм (этический монотеизм) в Израиле, зороастризм в Пер-

сии, буддизм в Индии, даосизм и конфуцианство в Китае. В одну эпоху

жили религиозные реформаторы Заратустра – в Персии, Будда Гаутама –

в Индии, Лао-Цзы и Конфуций – в Китае. В Израиле – это время проро-

ков – сначала Моисея, затем – Исайи, Иеремии, Аввакума, Даниила, Ие-

зекииля.

В Элладе – время мудрецов и философов Бианта и Солона, Ферекида

и Фалеса.

Позднее Ф. Ницше скажет «у других народов – святые, у греков –

мудрецы, в этом незабвенная линия эллинского естества».

Своеобразные философские учения и литература возникают в Эл-

ладе, Индии и Китае. Важным в философском отношении является по-

нятие единого. Появившееся понятие единого (верховного начала)

служит для обозначения сокровенной – священной реальности: в Егип-

те – Атон, в Индии – Брахман и Нирвана. Философские учения Древнего

Востока по преимуществу содержат религиозно-нравственный смысл.

Философское учение о едином в Элладе имеет метафизический ______, а не

религиозный смысл, наряду с метафизикой (первой философией – по

Аристотелю) формируется физика (вторая философия) или науки, что

характерно исключительно для Эллады.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883–1969 г.) назвал эту эпоху

между 800 и 200 годами до н.э.«осевым временем». То, что было со-

здано в «осевое время», составляет точку отсчёта в историческом са-

мосознании большинства современных культур.

3. Перед исследователями стоит задача – найти общие причины или

причину для всех стран затронутых «осевым временем». При этом

необходимо учесть отсутствие взаимовлияний и невозможность выделить

в каждом отдельном случае действие разных, но однонаправленных фак-

торов.

Несколько иллюстраций к решению вопроса о причинах этого исто-

рического переворота.

Жозеф Артюр де Габино (1816–1882) видел ключ к пониманию исто-

рии в этническом вопросе. Он считал, что принцип смерти лежит в ос-

нове всех наций, упадок и гибель возникших цивилизаций неизбежны.

Но вместе с тем, «когда на какую-то страну, – писал он, – обрушивались

чужеземные племена и, будто в мгновение ока, изменяли её обычаи и

образ жизни,… там, где до их появления царило оцепенение, начинала

бить ключом неизвестная доселе деятельность» (Ж.А. де Габино. Опыт о

неравенстве человеческих рас. М., 2001. С. 16.).

Дж. Мерфи – биолог, вслед за Ж.А. де Габино, сходства объяснял

тоже смешением рас.

А.И. Зайцев (1926–2000) – отечественный исследователь античности

общей причиной, приведшей к «осевому времени», считал распростра-

нение железа, которое к X–IIV в. до н.э. проникло во все рассматривае-

мые цивилизации и привело к экономическому подъёму, социальной де-

стабилизации, разрушению традиционных форм жизни.

А.И. Зайцев писал о глубинном технологическом сдвиге, а не разви-

вал марксистскую идею об изменении производственных отношений и

зависимом от них способе производства, который определял бы все дру-

гие стороны общественной жизни. (См.: Зайцев А.И. Культурный пере-

ворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. СПб., 2000. С. 58–61).

Вопрос _____о параллелизме культурного переворота «осевого времени», о

его причинах во многом остаётся открытым и требует дальнейшего об-

суждения.

Решая вопросы: как, почему, для чего возникла античная филосо-

фия, необходимо остановиться на следующих моментах.

1. На социокультурных предпосылках её возникновения (здесь умест-

но определить важные в данном случае особенности Эллады по сравне-

нию со странами Древнего Востока /хорологический момент/ (см.:

стр. 16–18 данного пособия).

2. На выяснении специфики интеллектуально-духовной активности в

форме философем в отличие от мифологем в пределах Эллады

/хронологический момент/.

3. На диалогичности первых философем (своеобразный алгоритм фи-

лософии эпохи «пребывания») /смысловой момент/ (см.: стр. 6–7 данного

пособия).

4. На краткой характеристике основных тем и проблем за 200 лет

начального существования античной философии, периода «пребывания»

(своеобразный алгоритм существования всей последующей европейской

и даже мировой философии) /смыслосодержательный момент/ (см.:

стр. 11–14 данного пособия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: