Древняя Индия. Законы Ману

Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Его составление приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры. Сборник написан на основании различных источников, поэтому, вероятно, в нем имеются повторы и противоречивые предписания. В сборнике описана система четырех варн. Отрывки из «Законов Ману» подобраны тематически.

Х-31. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

X-4. Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дваждырожденных[8], четвертая же шудры, рожденные один раз, пятой же нет.

I-87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Брахманы

Брахманы находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний, объявлялись земными божествами. В Древней Индии религиозному обряду приписывалась магическая сила, которая подчиняла жрецу, владеющему тайнами ритуала, природные стихии и богов, которые оказывались бессильными перед магией обряда при условии правильного его исполнения.

I-88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

I-100. Все, что существует в мире,— это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

II-135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих — отец — брахман.

IX-317. Брахман — ученый или неученый — великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении), и неиспользованный.

X-81. Но, если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить (исполнением) дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним.


Кшатрии

I—89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

X—118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X—119. Его, (царя), дхарма — победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может застав­лять вносить законный налог.

X—120. (Налог) на народ — одна восьмая в зерне, налог (с золота и скота) — одна двадцатая, (но) по крайней мере, каршапана; шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам (вместо налога) исполняют работы.

Вайшьи

I—90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие— для вайшьев.

X—98. Вайшья, который не в состоянии существовать (ис­полнением) своей дхармы (обязанности), может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого), как только может.

Шудры

Шудры не являлись членами общин. Они потеряли связь с общиной либо в результате имущественного и социального неравенства, либо во время войн. Варна шудр пополнялась за счет переселенцев, отбившихся от своего рода и племени. Шудры не имели земли и поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием брахманов, кшатриев, вайшьев. За свои услуги они могли получать землю и вести хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопленое шудрой имущество могли быть отобраны хозяином, которого он обслуживал. Жизнь шудры слабо охранялась законом. За его убийство полагалось лишь религиозное покаяние, как за убийство, например, кошки. Шудра же, совершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения — «второго рождения», который проходили члены первых трех варн при достижении определенного возраста (брахманы — с 8—16 лет, кшатрии — с 11—22 лет, вайшьи—с 12—24 лет). Обряд восходит к инициации (лат. initiatio—посвящение) — посвятительному обряду первобытного общества, которым сопровождался переход юношей и девушек в группу взрослых.

I—91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

X—99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X—100. (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

III—13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья— (шудрянка) и своей (варны), для кшатрия — те (обе) и своей (варны), для брахмана — те (три), а также своей (варны).

Неприкасаемые

Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. Возникновение понятия «неприкасаемости» связано с магическими представлениями о табу и ритуальной нечистоте. В дальнейшем, с развитием общественного неравенства, представление о неприкасаемости господствующий слой использовал в своих интересах. Стало считаться, что нечистоту могли навлечь, например, убийство брахмана, нарушение сословно-кастовых предписаний, выполнение некоторых работ: уборка нечистот, мусора, трупов и т. д. «Неприкасаемые» должны были жить вне селения и входить в него только днем с особой меткой на одежде. Их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могли осквернить чистую воду. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. «Неприкасаемые» не являлись рабами, но закон их не защищал.

X—51. Местожительство чандалов и швапачей[9] (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

X—52. Одеждами — одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

X—53. Человеку, исполняющему дхарму[10], не следует общаться с ними; их дела (должны решаться) между ними; браки - с подобными им.

X—54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.

X—55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, мо­гут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

X—56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут заби­рать одежды казненных, ложа и украшения.

Рабство

Источником рабства в Индии являлись войны, долговая кабала, прода­жа себя в рабство и наказание за преступление. Рабов продавали, дарили, передавали в наследство. Рабство носило патриархальный характер. Поло­жение раба-должника зависело от его принадлежности к варне.

VIII—415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания — таковы семь разрядов рабов.

VIII—177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если он более высокого, он может отдавать постепенно.

IX—229. Кшатрий, вайшья и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать (долг) постепенно.

Законы Ману. - М., 1960.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: