Гл. 1....Страна эта от природы такова, что способна приносить очень большие доходы. Чтобы доказать истинность моих слов, я расскажу сначала о природных условиях Аттики. О том, что климат здесь самый мягкий, свидетельствуют уже сами произведения земли. Во всяком случае то, что во многих местах не смогло бы даже произрастать, здесь приносит плоды. Подобно земле, и море, окаймляющее берега страны, также в высшей степени благодатно. И вообще все блага, какие только боги посылают людям в различные времена года, все это здесь раньше всего появляется, и позже всего кончается. Однако эта страна не только изобилует произведениями, цветущими и созревающими в течение года, она имеет также и вечные блага. Ибо от природы в ней имеется в изобилии камень[11], из которого делаются прекраснейшие храмы, красивейшие алтари, великолепнейшие изваяния богов. На него большой спрос и со стороны варваров. Есть здесь и такая земля, которая, если засевать, не приносит плодов, а если ее раскапывать, прокармливает значительно большее число людей, чем если бы на ней уродился хлеб. Несомненно, она содержит серебро по божественному предопределению. По крайней мере, ни в один из тех многочисленных городов, которые расположены по соседству (с Аттикой) и на суше и на море, не проходит даже маленькая жилка среброносной породы... Более того, хотя страна афинян и не со всех сторон омывается морем, тем не менее, она подобно острову, при помощи всевозможных ветров привозит все, в чем нуждается, и вывозит все, что пожелает; ибо с обеих сторон она окружена морем. И по суше она также получает много товаров благодаря торговле; ведь она - на материке. Наконец, большинству других городов много хлопот доставляют живущие рядом с ними варвары, а соседями афинян являются такие города, которые и сами более всего удалены от варваров.
Гл. 3. Теперь я расскажу о том, какие преимущества и выгоды представляет город афинян и для занятия торговлей. Прежде всего, для кораблей он имеет самые хорошие и самые надежные гавани; в них можно укрыться и спокойно переждать бурную погоду...
Гл. 4. Я считаю, однако, что если будут разрабатываться надлежащим образом серебряные рудники, то от них одних и без других доходов будет поступать огромное количество денег.
Хрестоматия по истории Древней
Греции/ под ред. Д. П. Каллистова.
- М., 1964. - С. 344 – 346, 348.
Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н.э.
Плутарх. «Солон»
Греческий писатель и философ Плутарх (ок. 46 - ок. 127 гг. н. э.) прославился своими параллельными биографиями, где на основании исторических источников описал жизнь выдающихся лиц: одного из греческой истории, другого - из римской.
XIII....Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая; их называли «гектеморами»[12] и «фетами»[13]; другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания.
В 3 т. - М., 1961. - Т. 1.
Борьба демоса с аристократами и его победа
Плутарх. «Солон»
XIII....Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.
XIV. Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам...
XV....Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...
Но большинство авторов утверждают, что сисахтия[14] состояла в уничтожении всех долговых обязательств, и стихотворения Солона находятся в большом согласии с этим свидетельством. Солон с гордостью говорит в них, что с заложенной раньше земли он поставленных камней закладных много снял: Свободная ныне прежде бывшая рабой, и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вернул с чужбины, уж аттическую речь забывших, словно странствовал много раз. А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил, он, по его словам, сделал свободными...
XVI. Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных еще больше - тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись, и, по примеру Ликурга[15], не установил полного равенства жизненных условий...
Плутарх. Указ. соч. - Т. 1.