Средневековое государство и право

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра теории и истории государства и права

Хрестоматия

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНИЕ ВЕКА)

Направление подготовки: 030900.62 – «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

Ростов-на-Дону

Автор:

С.В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент

Ответственный за выпуск

Н.В. Киселева, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор

Рецензенты:

И.В. Маримова, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета Южного федерального университета, кандидат юридических наук, доцент;

Н.В. Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор

Включенные в хрестоматию исторические документы взяты из юридических памятников, государственных актов, трудов хронистов и историков, а также других источников, которые достаточно ярко характеризуют такие исторические типы государства и правовых систем как древневосточный, античный и феодальный. Материалы изучаются в юридических вузах в рамках курса истории государства и права зарубежных стран.

Хрестоматия снабжена методическими рекомендациями, в которых содержится характеристика каждой группы документов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………….5

Часть I

Государство и право Древнего мира

Раздел 1. Древневосточное государство и право..…………………..............7

Передняя Азия в древности. Старовавилонское царство…………………...….8

Законы царя Хаммурапи…………………………………………………………8

Древняя Индия. Законы Ману…………………………………………………..12

Раздел 2. Античное государство и право…………………………………….18

Установление рабовладельческого строя и образование полисов в Греции в VII-VI вв. до н.э. ………………………………………………………………..18

Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н.э. …….19

Афинская рабовладельческая демократия……………………………………..25

Спартанское государство………………………………………………………..41

Древний Рим. Образование Римской республики……………………………..50

Римская республика в V – IV вв. до. н.э.……………………………………….57

Установление империи ……………..………………………………………….67

Часть II

Средневековое государство и право

Раздел 1. Государство и право древних франков ……………………........76

Правление Хлодвига……………………………………………………..……..78

Салическая правда………………………………………………………………82

Гинкмар. «Об управлении дворцом и королевством»………………………..89

Эйнгард. Из «Жизни Карла Великого»………………….……………………91

Раздел 2. Государство и право средневековой Англии………..…………93

Закон об ордалии……………………………………………………………….93

Великая хартия вольностей………..…………………………………………..93

О парламенте……………………………………………………………………97

Раздел 3. Государство и право средневековой Франции………………..101

Приглашение представителей городов на Генеральные штаты (XIV в.)…..101

Петиция дворян и простолюдинов 1314 г. ………………………………….101

Кутюмы Бовези (ХIII в.)…………..…………………………………………..102

Указ «Сорок дней короля» (XIII в.)……………..……………………………110

Людовик IX «Поучение короля своему сыну»……………………………….111

Нантский эдикт (1598 г.)………………………………………...……………..112

Ришелье «Политическое завещание» (XVII в.)………………………………113

Ришелье «Записки» (XVII в.)…………………………………………...……..115

Эдикт против дуэлей (1626 г.)……………………………..………………….115

Раздел 4. Государство и право средневековой Германии……………….117

Саксонское зерцало (XIII в.)…………………………………………………..117

Карл IV Золотая булла (1356 г.)……………………………………………….118

Городское право Страсбурга………………………………………………..…119

Послание о Магдебургском праве…………………………………………….120

Каролина (1532 г.)…………………………………………………………..…121

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение истории государства и права связано с использованием документального материала – основного источника знаний о прошлом. Действительно, знакомство непосредственно с первоисточниками дает возможность твердо опираться на факты, заимствованные из подлинных документов, в которых отражены время и ритм жизни той далекой эпохи.

Документальный материал хрестоматии помогает как преподавателю, так и студентам обеспечить более прочное и глубокое усвоение основных понятий.

Документы привлекают внимание студентов к изучаемому материалу, активизируют восприятие и организуют мышление, способствуют развитию познавательных интересов, помогают в формировании первоначальных приемов самостоятельного анализа исторического текста. Все это обеспечивает более успешное усвоение учебного материала.

Ценность познавательной работы с документом очевидна, так как постепенно приводит к формированию навыков творческой работы, умению делать самостоятельные обобщения и тем самым становится важным элементом исследовательской работы.

Система подбора документов в хрестоматии преследует цель помочь обеспечить четкое и ясное изложение основных понятий и определений.

В первую часть хрестоматии (Древний мир и Средние века) включены различные по происхождению, типу и содержанию документальные материалы, последовательно характеризующие период зарождения, установления и смены рабовладельческого и феодального государства. В пределах каждого раздела документы расположены по главам, а в пределах глав – по отдельным странам и проблемам в хронологической последовательности.

Как правило, приводимые документы значительно сокращены за счет второстепенных фактов или необязательных деталей. Но реальный смысл конкретного исторического источника всюду сохранен. Сложные понятия и термины, встречающиеся в документах, объяснены.

Каждой теме предпослан комментарий, в котором дана характеристика очередной группы документов, включающая в себя источниковедческую справку, определены обстоятельства появления этого источника, его общая характеристика. В темах, где требуется более развернутое толкование содержания документа (например, при использовании памятников права таких как Законы царя Хаммурапи, Законы ХII таблиц, Салическая правда, Великая хартия вольностей и др.), такая характеристика помещена непосредственно перед документом.

Специалист-правовед должен уметь мыслить творчески, понимать происходящие исторические и правовые процессы, иметь четко выраженную собственную жизненную позицию, твердые убеждения.

Особое внимание обучаемых обращается на документальный материал, являющийся одним из условий получения научно достоверных исторических знаний. Важнейшими документами по истории права и государства являются памятники права – наиболее значимые нормативно-правовые акты прошлого.

Имея полный текст памятника права, студенты знакомятся с его заглавием и преамбулой, где, как правило, содержатся сведения о должностном лице, его подписавшем, сведения о процедуре разработки и принятия, введении в действие нормативно-правового акта, времени его действия и юридической силе.

Изучая памятники права, необходимо выявлять тенденции развития правового регулирования и нормы, в которых конкретно выражается политическая направленность памятника. Для объективной характеристики памятников права следует избегать догматического и одностороннего подхода. Важно выяснить смысл и значение изучаемых положений, как в период их появления, так и в современных условиях, не допускать произвольного толкования фраз, терминов. При этом студенты должны понимать причины появления тех или иных правовых актов, выявлять те социальные слои и группы, интересам которых они служат.

ЧАСТЬ I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: