Об отказах, сервитутах и т.д

§ 1451. Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью: тех, кото­рые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди - дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дво­рянами называют тех, которые по прямой линии происходят от ко­ролей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не по материнской линии; ведь совер­шенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по-иному – в деле со свободным состоянием, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, - свободен...

§ 1452. Мы говорили о двух состояниях - о знатном и свобод­ном; третье состояние людей - крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении, как им будет угодно - за вину или без вины, и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом. С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не про­винятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние (servitude). И (лишь) когда они уми­рают или женятся на свободных женщинах, все их имущество - движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, дол­жен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети кре­постного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обычай о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези название «мерт­вой руки» и «брачного выкупа» (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

1457. Наш обычай более мягок (courtoise) в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуждать их вечно на своих землях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции сеньоров. Но нигде они не должны отказываться платить следуемый сеньору брачный выкуп (formariages), за исключением мест, звание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребовать его возвращения, если заявит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест согласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом, тайно ушедшие от своих сеньоров на жительство в другие места, получили свободу.

Глава 67

Как следует судить

§ 1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая - та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле..; вторая - что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди.

§ 1884. Если какой-либо человек с весом (а роi) собирается судить в суде своего сеньора, он должен просить последнего пред­ставить его пэрам, и тот должен это сделать...

§ 1910. Всякий раз, когда выносится приговор в отсутствие сторон, когда стороны не вызываются, чтобы выслушать решение, следует повторить в присутствии сторон, с тем, чтобы они могли впоследствии апеллировать в совет.

§ 1914. Как мы уже сказали, решение суда ничего не стоит, если оно было вынесено в отсутствие сторон; оно также ничего не стоит в том случае, если оно было вынесено против несовершеннолетнего и если этот несовершеннолетний не сможет апеллировать при достижении совершеннолетия.

§ 1920. Да знают все, что никто не имеет права отказаться от обязанности судьи, которые он несет по оммажу; но если у него на то есть какие-то законные основания, он может послать вместо себя (в суд) человека, могущего по своему положению его представлять.

Хрестоматия памятников феодального государства

и права стран Европы/ под ред. В.М. Корецкого.

– М., 1961. – С. 576 - 612.

Указ «Сорок дней короля» (ХIII в.)

Этот указ (эдикт) Филиппа III (1270 – 1285 гг.) узаконил обязательность 40-дневного интервала между объявлением феодальной распри и фактическим ее началом.

Исстари, а именно указами блаженной памяти Людовика Святого, короля Франции, предшественника нашего, при жизни его постановлено и поведено, чтобы всякий раз, когда возникнут между баронами нашего королевства какие-либо распри, ссоры, свалки или буйства, затеянные коварно и умышленно, отчего не­редко бывает много убийств, увечий и других тяжких обид, - кровные родственники затеявших подобное пребывали и долженствовали пребывать в своем положении (т.е. покое) со дня помянутого нападения или злодейства в течение следующих сорока дней, исключая только лиц, (непосредственно) завраждовавших между собою, каковые за свои злодейства могут быть схвачены и задер­жаны как в течение сказанных сорока дней, так и после заключены в тюрьмы при судах, в ведомстве которых учинены злодейства, чтобы подвергнуться за то наказанию сообразно свойству преступ­лений, как повелено в уставах. И если в вышесказанный сорока­дневный срок кто-либо из родных, детей, единокровных или свойственников кого-либо из главных зачинщиков дела кому-либо из родственников другой стороны нанесет каким бы то ни было образом обиду или вред в отместку ли или как иначе, кроме вышесказанных злодеев, которые, как уже пояснено выше, могут быть схвачены и наказаны по мере вины, эти (вмешавшиеся в ссору первых) как изменники и уличённые в злодействе и как нарушители королев­ских уставов и уложений должны быть осуждены и наказаны надлежащим судьей того ведомства, где совершено преступле­ние, либо в том месте, где были в преступлении по суду уличе­ны; каковые уставы недаром еще и поныне во многих и различ­ных частях нашего королевства неуклонно соблюдаются, ради общего блага и защиты страны и жителей, там обитающих и оседлых, верно хранимые, как сказано выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: