Отношения между понятиями

Выделяют четыре основных отношения между понятиями:

1) тождество;

2) подчинение;

3) пересечение;

4) несовместимость.

Студентам предлагается самостоятельно установить соответствие между графическими схемами (в данном случае это круги Эйлера) и отношениями тождества, подчинения, пересечения и несовместимости.

Особенно важно научить студентов разграничивать отношения между понятиями и отношения между самими предметами. Так, начинающие изучать логику часто путают уровень понятий и уровень вещей. К примеру, на вопрос, почему студент изобразил понятия преподавателя и студента в качестве пересекающихся, автор любопытной графической схемы отвечает: «Но ведь они же пересекаются на экзамене». То же самое смешение идеального и реального толкает обучающихся зарисовать понятия начальника и подчиненного как находящиеся в отношении подчинения. На самом же деле, от того, что начальник управляет подчиненным, понятие начальника не становится господствующим над понятием подчиненного. Иными словами, отношение подчинения регулирует поведение между начальником и подчиненным, но не распространяет свое властное действие на понятийном уровне.

Богатая палитра взаимоотношений между мужем и женой также не укладывается в логический формат, предписывающий понятиям мужа и жены вступить в отношения несовместимости. Не спешите винить логиков в пессимистическом видении сущности брака: несовместимость характеров здесь ни при чем – просто ни одному мужу еще не удавалось быть одновременно и женой, равно как и жене – мужем.

Логические аберрации подобного рода заслуживают более подробного анализа, поскольку именно на умении абстрагироваться от вещественных смыслов основано не только освоение логики, но и изучение всей науки в целом. Воспитание способности к отвлеченному мышлению является одной из важнейших задач дисциплины «Логика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: