Краткие сведения по органогенезу сердечно-сосудистой системы для понимания врожденных аномалий развития, их причины. Кровообращение у плода. Механизмы и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, боталлов проток) после рождения ребенка и установления легочного (малого) круга кровообращения. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов. Значение соотношения размеров предсердий и желудочек для формы сердечной тени при рентгенологическом исследовании. Возрастные особенности кровоснабжения миокарда. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей. Особенности функции проводящей системы сердца у ребенка, нервная регуляция кровообращения (соотношение тонуса симпатического и блуждающих нервов в регуляции сердечной деятельности). Возрастные изменения просвета артериального и венозного отделов сосудистой системы. Особенности строения сосудистой стенки у детей раннего возраста.
Вопросы к теме:
1. Эмбриогенез и критические периоды органогенеза ССС, внутриутробное кровообращение плода и его изменения после рождения.
2. Механизмы и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения в периоде новорожденности, как проявление периода адаптации.
3. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей в возрастном аспекте, соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей
4. Особенности функции проводящей системы сердца, нервной регуляции
5. Особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы (ССС) в возрастном аспекте: частота пульса и его характеристика, ударный и минутный объем, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление (АД), соотношение частоты дыхания и пульса
6. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки
7. Методику исследования ССС у здоровых детей.
8. Границы относительной и абсолютной тупости сердца у детей в зависимости от возраста
9. Особенности звучности тонов у детей разного возраста, механизм образования тонов.
10. Методику исследования ССС у больных детей.
11. Влияние заболеваний сердца на кожные покровы, физическое и нервно-психическое развитие детей.