Особенности построения занятия

При организации занятия педагогу следует учитывать, что музыкальные способности лучшим образом развиваются в процессе разнообразной музыкальной деятельности: пение влияет на успешность движения, движение - на успешность пения, слушание музыкального произведение - и на то, и на другое. Особенно важна такая «комплексность» при работе с одаренными детьми-дошкольниками.

Музыкальные занятия плодотворнее всего проводить в игровой форме, так как игра - ведущая деятельность в жизни ребенка 4-6 лет, способствующая формированию творческого воображения.

Длительность должна соответствовать их возрастным возможностям и требованиям САНПИНа. В подготовительной к школе группе – не более 30 минут и за это короткое время, для того, чтобы сохранить внимание и интерес детей, виды деятельности должны быстро сменять друг друга, поэтому музыкальное занятие включает в себя несколько этапов, которые проходят в игровой форме:

-разминка артикуляционного аппарата (упражнение «Хоботок-улыбочка», «Вращение хоботка» (по часовой и против часовой стрелки), «Покусывание языка» и т.п.);

- пение коротких песен-упражнений (например, народные попевки «Сорока-ворона, «Скок-скок-поскок»);

-разучивание нового и повторение уже выученного музыкального материала;

-логоритмические упражнения (использование упражнений из методики Картушиной – «Курица», «Кукушка» и т.п.);

-подвижные музыкальные игры (использование «сигнальной» системы, игра «Бабочки»);

-музыкально-ритмические упражнения (шаги, приседания, бег под музыку, разучивание танцевальных связок).

Предлагаем возможные варианты построения занятия с детьми дошкольного возраста:

Вариант 1. Ритмическое развитие (5-7 мин) Пение (5-7 мин) Речевое развитие (5-7 минут) Вариант 2. Игры на внимание и развитие координации (5-7 минут) Пение (5-7 минут) Речевое развитие (5-7 мин) Вариант 3. Речевое развитие (5-7 ми) Танец (5-7 мин) Пение (5-7 мин)

Каждый педагог может пробовать тот или иной порядок, основываясь на своем опыте и на особенностях развития, возможностях, интересах детей.

Занятие рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, которая помогает активизировать работу артикуляционного аппарат ребенка, четкая работа которого помогает становлению ясной речи ребенка. Гимнастика включает в себя несложные упражнения для губ и языка. Здесь целесообразно использовать какой-либо интересный сюжет, например, поход в цирк, предварительно подготовив карточки с изображением животных. Перед каждым упражнением можно загадывать детям загадки, а потом попросить изобразить, как угаданное ими животное выполняет артикуляционное упражнение. Таким образом, с помощью игры, налаживается не только работа артикуляционного аппарата ребенка, но и развивается мышление, воображение, мимика, выразительная дикция.

Кроме того, на музыкальных занятиях рекомендуется использовать логоритмические упражнения, которые помогают избавиться от дефектов речи, улучшают дыхательную, речедвигательную, сенсорную системы.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от детей быстроты реакции, организованности, волевых усилий. Необходимо следить, чтобы каждая песня, танец исполнялись детьми эмоционально и выразительно, вызывая радость. Такое исполнение вызывает у них желание снова и снова повторять песни, танцы и игры, а также фантазировать и вносить в них что-то новое, таким образом, способствуя развитию творческих способностей. Небрежно же исполненные произведения теряют свою художественно-воспитательную ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Совместное пение, танец или игра требуют от детей единых усилий, создают общее воодушевление. Радость от коллективного исполнения положительно влияет на робких, неуверенных в себе детей, создает благотворную атмосферу для раскрепощения. Необходимо обращать внимание, как выполняют задания вся группа и каждый ребенок в отдельности, то есть осуществлять индивидуальный подход. Это особенно важно при работе с одаренными детьми, чьи музыкальные способности и возможности превышают способности и возможности детей-сверстников. Очень часто на занятиях одаренные дети проявляют желание исполнить какое-то произведение сольно. Такие желания детей следует поощрять, предлагая им исполнять песни сольно друг перед другом. Также, целесообразно использовать такую форму как «групповой» концерт: на протяжении всего занятия каждый ребенок сольно исполняет песни, танцы, стихотворения, как из того репертуара, который разучивается на занятиях, так и из освоенного дома самостоятельно.

Вызывает массу положительных эмоций игра-конкурс: из детей по желанию выбирается один член «Жюри», остальные становятся «Артистами», дети поочередно выступают перед членом «Жюри», после окончания исполнения член «Жюри» комментирует выступление – что ему понравилось, что «Артист» сделал хорошо, а что еще требует доработки. После чего член «Жюри» определяет, берет ли он «Артиста» себе в команду «Жюри», либо дает ему возможность еще раз выступить, учитывая все замечания. В результате, конечно же, все дети становятся «Жюри». Такие игры лучше проводить с детьми 5 - 6 лет. Вышеприведенная форма организации работы положительно отражается на взаимоотношениях в коллективе, а также способствует развитию умения анализировать выступления, формулировать свои мысли (развитие речи), развивает в детях сопереживание, эмпатию, а также способствует приобретению опыта в игровой и коммуникативной деятельности.

Организация пространства для занятий музыкально-образовательной деятельностью также очень важна для гармоничного музыкального развития ребенка. Все, что окружает ребенка должно помогать и располагать к раскрытию творческого потенциала. Поэтому Ребенок, входя в мир музыки, должен попадать в сказочный красочный мир. На занятиях большое влияние на концентрацию внимания оказывает расстановка стульев, которые можно ставить полукругом для большего взаимодействия детей с педагогом и друг с другом, а также в шахматном порядке, для того чтобы внимание детей было более сосредоточенным.

Благоприятно влияют занятия, организованные по принципу сюжетной игры, это сосредотачивает внимание и пробуждает интерес детей к деятельности. Сюжеты могут быть разными, например, «Поход в лес», «В филармонию» и т.п. Такие занятия благоприятны для становления воображения, фантазии, любознательности ребенка.

Кроме того, при работе с детьми, необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие звуковысотной чувствительности. Развитию музыкального слуха способствуют различные дидактические игры, такие как, «Угадай, кто поет?» и др.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, обладая огромным эмоциональным воздействием. Пение развивает умственный потенциал ребенка, открывая перед ним целый новый интересный мир, расширяет кругозор, увеличивает активизирует познавательный процесс, укрепляюще воздействует на весь организм, по мнению врачей, пение - лучшая дыхательная гимнастика.

Прежде чем начать разучивать песню с детьми, педагогу следует исполнить ее детям самостоятельно. Для повышения интереса к сюжету произведения модно предложить детям разгадать загадки на тему содержания песни. После исполнения педагогом песни, попросить детей ответить на вопросы: какая песня - веселая или грустная, быстрая или медленная, о чем в ней рассказывается. Вопросы способствуют активизации мышления ребенка.

К разучиванию новой пенсии рекомендуется подходить через игру, начиная с интересных и простых загадок на тему песенки.

Важно, чтобы диапазон песни соответствовал возрастным особенностям голоса ребенка, исполнение неподходящего по возрасту репертуара портит как художественный вкус ребенка, так и наносит большой вред хрупкому голосовому аппарату. Часто дети исполняют взрослый репертуар, который не только непосилен с вокально-технической стороны, но влечет за собой серьезные проблемы, которые ведут к различным заболеваниям голосового аппарата ребенка. Главная цель каждого педагога - это охрана детского голоса, исключающая громкое, крикливое пение. Репертуар должен соответствовать возрастным особенностям ребенка, что обеспечит нормальное развитие голосового аппарата ребенка. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран с точки зрения его воспитательно-художественной ценности. Произведения должны быть эмоциональными, увлекательными по сюжету, мелодичными, при этом простыми по форме и доступными по содержанию. Важно не перенапрягать детей исполнением большого количества песен за одно занятие. Особенно осторожно следует подходить к подбору репертуара для одаренных детей: если упражнениями в пении или какими-либо другими чрезмерными усилиями будет изнуряться голосовой аппарат, это будет то же самое, что засушить растение до того, как оно начнет плодоносить, это приведет к тому, что за расцветом молодости последует период упадка, а зрелость так и не наступит. Рекомендуется использовать репертуар, созданный композиторами-песенниками в содружестве с детскими поэтами специально для детей: песни В. Шаинского, В. Львовского, Е. Крылатова, Г. Гладкова, М. Минкова, М. Красева, произведения композиторов родного края, а также русские народные попевки. С помощью коротких песенок-попевок дети знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности: звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями, ритмическими рисунками, темповыми изменениями, динамическими оттенками. (Н. Ветлугина «Музыкальный букварь») Песенки-попевки должны быть простыми для восприятия и отличатся ярким настроением.

Важнейшим компонентом музыкальных занятий с дошкольниками являются игры. Музыкально-ритмические игры могут быть основаны на элементарных движениях: ходьбе, беге, прыжках, подскоках, хлопках. Различные подвижные игры лучше также использовать с музыкальным сопровождением, так как музыка повышает интерес ребенка к игре, придавая особенную эмоциональность.

Работа с одаренными детьми подразумевает использование различных форм организации детской деятельности. К сожалению, в ДОУ ещё используются отчетные мероприятия в форме концерта. Концерт включает в себя 10-12 песен, соответствующих тематике проводимого мероприятия. Зачастую, концерт проводится в порядке «нон-стоп» (одна песня сменяется другой без перерыва). В концерте принимают участие все обучающиеся дети. Однако, в целях сохранения психо-физического здоровья детей данный вид деятельности не должен превалировать в образовательной деятельности.

Одной из эффективных форм, способствующих раскрытию потенциала детей к музыкальной деятельности является мюзикл. Мюзикл – музыкальный спектакль на основе детских сказок или рассказов, в котором разговорные сценки сменяются песнями, соответствующими тематике литературного произведения. Распределение ролей проводится в соответствии уровнем и степенью развития музыкальных способностей у детей, также обращается внимание на артистичность, умение держаться на сцене, передавать (раскрывать) образ.

Активно одарённые дети привлекаются к участию в конкурсах. Конкурсы – мероприятие, порядок проведения которого определен положением о конкурсе. Для детей конкурс – это своеобразный стресс. Ребенок погружается в состояние повышенной нервной возбудимости и эмоциональности. Нередко можно наблюдать, как у детей появляется страх перед выступлением, перед оценкой жюри; неуверенность в собственном уровне. Иногда детям кажется, что выступления других участников конкурса сильнее и лучшее их. В эти моменты очень важна роль педагога и его умение настроить ребенка, избавить его от страхов и сомнений.

Самое главное – психологическая подготовка ребенка к конкурсу и объяснение ему, что результат конкурса в его собственных руках. На репетициях перед конкурсом следует давать детям четкие указания, что и как необходимо выполнять. По возможности, объяснять обстановку, в которой будет проводиться конкурс: особенности помещения, сцены и т.д., чтобы приход в место проведения конкурса не повлек появление неожиданностей. Благодаря этому, дети становятся полностью уверены в своих силах и в том, что у них все получится. Таким образом, репетиции для ребёнка должны быть интересным увлекательным занятием, где вместе с ним проговариваются и проигрываются важные моменты его выступления. Перед выступлением необходимо указывать детям на их плюсы и говорить о том, что приложенные ими самими усилия будут соответствовать результату конкурса. В таком случае дети чувствуют себя увереннее и свободнее, а также смогут перенести ощущения от выступлений в повседневной деятельности на конкурсные выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: