Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философ­ским терми­ном «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения рус­ского самосознания, культуры, национальной и ми­ровой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей со­единения народов и преображения человечества.

Для русской идеи, под­черкивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под назва­нием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры L' idee russe", отме­чал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Соловьевская формулировка русской идеи при­зывала к единству Востока и Запада, соот­ветствовала его философии всеединства и на­ряду с идеей Достоевского о «вселенской отзывчивости» русской души рассматрива­лась как религиоз­но-общественный идеал, обращенный в будущее, способствовала подъему русского духа в России начала 20 в.

Основатель евразийства Н.С. Трубец­кой и его сторонники конкретизировали русскую идею в отношении «субъекта русской куль­туры и государственности», выступили инициато­рами полидисциплинарного направле­ния и «россиеведения», соединяюще­го усилия философов, обществоведов, естествоиспы­тателей и подчеркива­ли плодотворность для России «экономического западничества», т.е. следования западной экономической модели, отрицая одновременно «космо­по­литизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы логичного «стремления к общечеловеческой культуре». И.А. Ильин, как крупнейший теоретик линии государственников, также высказался против «христианского интернациона­лизма», понимающего русских как «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творче­ски-особливой, содержательно-самобытной куль­туры, а к претворению и ассимилиляции всех чужих, иноземных культур»5. Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского на­ционализма и патриотизма как духовно-культурных, а не политико-идеологиче­ских феноменов. Не отказываясь от христианских перспектив и измерений русской идеи, Н. Бердяев в книге «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946) отчет­ливо заявил о существовании собствен­ных национальных интересов Рос­сии с ее интеллектуальной историей как целостно­сти, без изъятий и искус­ственных перерывов ее органического развития, в соответст­вии с чем в его 10 главе равноправно присутствуют Петр I, декабристы с Радищевым, Бе­линский и Пушкин, Достоевский и Гоголь, славянофилы и Тютчев, Со­ловьев, Толстой, Герцен, Розанов, Чернышевский, Писарев, Ленин, Кро­поткин, Бакунин, Михайловский, Леонтьев, Федоров, культурное возрож­дение начало 20 века.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стрем­ление бе­лорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоя­нию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и бе­лорусского государства, гума­нистических перспектив и гражданской от­ветственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобще­ния националь­ного самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализирован­ной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении.

Суть ее заключается в осмыслении бытия бело­русского этноса, исторического наследия и борьбы белорус­ского парода, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исто­рического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникально­сти, особенностях национального характера, геополитического положе­ния и роли в гло­бализационных процессах современности.

Становлению белорусской идеи способ­ствовали ассимиляция духовного опыта западно­европейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорус­ского само­сознания в XX в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философ-ско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоиден­тификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уни­кального субъекта истории и орга­нического компонента европейской и мировой ци­вилизации. Националь­ная идея является источником духовного обогащения, форми­рования гу­манистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрожде­ния исторической памяти и национального самосознания, чувства граж­данской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций нацио­нальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) — это способ бытия и вос­производства элементов социального и культурного на­следия, норм поведения, ми­ровоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция ха­рактеризует связь настоящего и про­шлого, выступая своего рода посредником между современностью и про­шлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отстало­сти» и неизменности, с другой стороны — выступает как необхо­димое условие со­хранения, преемственности и устойчивости человеческо­го бытия. В то же время раз­витие культуры невозможно представить без создания новых, культурных продук­тов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему форми­руется национальная куль­тура.

Национальная культура — культура определенной нации, сложив­шаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорус­ская национальная культура сложилась на основе куль­туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этниче­ских групп — литовцев, русских, евреев, татар и др. Своеобразие белорус­ской культуры определили ее тесные взаимоотноше­ния с другими народа­ми, «пограничный» характер. Белорусская культура на протя­жении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама зна­чи­тельно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обуслов­лены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Запа­дом), прохождением через страну двух больших культур­ных регионов (влиянием двух миров) — православно-византийского и римско-католического.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находи­лись на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Ев­ропы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, раз­мещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда нахо­дились на пере­крестке международных дорог, влияний, интересов, куль­тур. Это пограничье выпол­няло двойную функцию. С одной стороны, бе­лорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную куль­туру. С другой, стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различ­ных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяже­нии всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абд­зиралович (Кончевский).

В последние десятилетия вопрос культурной самоиден­тификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальны­ми изменениями, кото­рые сейчас происходят в мире: распространением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами,.особенностями культур­ной ситуации, изменением геополитического пространства, на­рушением привычных культурных свя­зей, проблемой интеграции и сохранения собст­венной культурной иден­тичности (самобытности).

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров — западного римско-католического и восточного православно-византий­ского, ее территория часто подвергалась постоянно­му переделу. Возможно, этим объяс­няется то, что самоидентификация бе­лорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, ре­гиону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие не­прерыв­ной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций за­трудняли процессы иден­тификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принад­леж­ности.

Беларуси сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих се­бя», иметь до­вольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене пере­довыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регио­нов, помогло процессу самоидентифи­кации и формированию чувства патриотизма. Чув­ство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приорите­тов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. ~ patris - роди­на, отечество) - идея, чувство и действия, выражающие любовь и предан­ность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее мо­гущества и укреплению авторитета на междуна­родной арене. Патриотизм — это осозна­ние общности интересов людей, ве­ками живущих в обособленных отечествах, уваже­ние к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патрио­тизма явля­ется уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квази­патрио­тизм» - гипертрофированное представление о своей нации, проти­вопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное ин­тернациональному. С патрио­тизмом несовместимы сепаратизм, национа­лизм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интере­сы которых противоречат тенденциям историче­ского прогресса, пресле­дующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной мо­жет быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осу­щест­вляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих дан­ную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического ре­формирования общества и государства, возрож­дению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и наро­дами.

Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следо­вание ее традициям и становление национальной идеи несовместима с на­ционализмом. Сущ­ность национализма как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и ис­ключительности с одновременным не­доверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях — отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отде­ления колоний от метрополий. В экстремальных вариантах проявления на­циона­лизма происходит фетишизация собственно этнического начала, ко­торое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеоло­гия национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед на­стоящим. Национализм абсолю­тизирует этническую замкнутость, ведущую к упро­щению, застою и упад­ку данной национальной культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Почему на современном этапе актуализируется поиск философской мысли по обос­нованию новых мировоззренческих и идеологических приоритетов и ценностей?

2. Какое содержание вкладывается в понятие идеологии?

3. Какие элементы входят в структуру идеологии?

4. Каковы механизмы формирования мировоззренческих и идеологиче­ских приоритетов?

5. В чем специфика национальной идеологии?

6. Как понятие «национальной идеологии» соотносится с понятием «идеология бело­русской государственности»?

7. Какова роль традиций национальной культуры в становлении бело­русской идеи?

8. Каков статус славянских традиций и ценностей в становлении бело­русской государ­ственности?

9. Каковы стратегические приоритеты и консолидирующие идеи со­временного бело­русского общества?

Литература

1. Нужна ли сегодня философия? (круглый стол)//Вестник Российского философ­ского общества. №2. 2003. с. 85-86.

2. SorokinP. The Crisis of our Age. N.-Y.,1941,p.I3.

3. См. подробнее: Политология. Учебник для вузов. Под ред. Проф. Решетни­кова С.В. Мн., 2002. Раздел IV; Яскевич Я.С. Основы идео­логии белорусского го­судар­ства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003. Раз­делы 1, 3, 6.

4. Социально-политическая ситуация Республики Беларусь (по мате­риалам социо­логического мониторинга). Под общей редакцией М.Н. Хурса. М.:ИСПИ, 1998. С.66.-68.

5. Ильин И.А. Путь духовного обновления/ТПуть к очевидности. М., 1993. с. 244

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневековья Запада. М., 1992, с.106.

7. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. T.I, M., 1992, с.8.

8. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т., Т.1., Философская публицистика.М., 1989, с. 481.

9. Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1991. С.481.

lO.Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American Primacy and its Geo- strategic Im­pera­tives. No.9.1997.P.3.

11.Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций? США-ЭПИ. 1994.

12.Robertson R. Globalisation: Social Theory and Global Culture. London. 1992.

13.См. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Пригожий И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.с. 3-19.

Доктор философских наук, профессор, проректор по учебно методиче­ской работе, заведующая кафедры философии и культурологии. Сл. тел. 2281316 E.mail —Yaskev@nihe.niks.by


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: