Типы научной рациональности

Различные модели рациональности. Современные методологи, фикси­руя различные типы рациональности: закрытую, открытую, универсальную, специальную, мягкую, сверхрациональность и пр., а также особенности социальной и коммуникативной, институциональной рациональности склонились к принятию, многозначности понятия «рациональность».

Ее смысл может быть сведен:

1) к сферам природной упорядоченности, отраженной в разуме;

2) способам концептуально-дискурсивного понимания мира;

3) совокупности норм и методов научного исследования и деятельности.

Именно последнее, как очевидно, и приводит к возможности отождествления рациональности и методологии науки. По мнению Н. Моисеева, «реальность (точнее — восприятие человеком окружающего, которое его сознание воспринимает как данность) порождала рациональные схемы. Они, в свою очередь, рождали методы, формировали методологию.

В. Швырев в статье «Рациональность в современной культуре» фиксирует «концептуальный кризис в интерпретации понятия «рациональность», который обнаруживается в современных дискуссиях по этой проблеме и связан с конкретной исторической формой рациональности, а именно с тем классическим представлением о рациональности, которое восходит к эпохе Нового времени и Просвещения. Современный кризис рациональности — это, конечно, кризис классического представления о рациональности». Он обусловлен потерей ясных и четки х идейных ориентиров. Сквозь призму классической рациональности мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся.

В современной философии науки научная рациональность рассматривается как высший тип сознания и мышления, образец для всех сфер духовной культуры.

Рациональность отождествляется с целесообразностью. Рациональность ответственна за процедуры трансформации реальных объектов в идеальные.

Предполагают, что рациональность, как способ видения мира рождается в античности.

qС одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания.

qС другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

Рациональность также понимается как присущее субъекту универсальное средство организации деятельности. По М. Веберу, рациональность — это точный расчет адекватных средств для данной цели.

А. Никифоров обращает внимание на то, что рациональность можно рассматривать трояко:

1.как соответствие «законам разума» (логика),

2.как «целесообразность»

3.как цель науки.

Таким образом, единого универсального понимания рациональности отыскать невозможно. Эту идею подчеркивают методологи, отмечая, что существуют различные модели рациональности, а, следовательно, различные модели методологии:

1) индуктивистская (Карнап,Хессе);

2) дедуктивистская (Гемпель, Поппер);

3) эволюционистская

4) сетчатая (Лаудан);

5) реалистическая (Ньютон-Смит).

Все названные модели предполага­ют, что те или иные их представители осуществляют рациональную ре­конструкцию реальной истории науки, подгоняя ее под уже принятый алгоритм, и получают тем самым единую линию развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: