Неклассический и постнеклассический образ научной рациональности

Неклассическая научная рациональность «берется» учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами исследования. Уже не исключение всех помех со стороны сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. Предметность неклассической рациональностипластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.

Постнеклассический образ рациональности показывает, что понятие рациональности шире понятия рациональности науки, так как включает в себя еще и анализ целерациональных действий и поведения человека.

Новый постнеклассический тип рациональности включает в себя новые ориентации:

q нелинейность,

q необратимость,

q неравновесность,

q хаосомность и другие свойства реальности,

Постнеклассическое понимание рациональности подразумевает социокультурное содержание. Современный ученый должен быть готов к фиксации и анализу результатов, рожденных вне и помимо его сознательного целеполагания, в том числе и к тому, что последние могут оказаться гораздо богаче, чем исходная цель.Вычлененный в качестве предмета изучения фраг-мент бытия на самом деле не является изолированной абстракцией, он связан с бесконечной динамикой мира.

«Открытая» и «закрытая» рациональность. В рассуждениях о рациональности всегда содержались предположения о различиях в ее степени. Одно суждение или действие оказывается рациональным в большей степени, другое в меньшей. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в контексте экологических. Или, как подчеркивает, деятельность, иррациональная с позиции науки, может быть вполне рациональной с других точек зрения, к примеру, с точки зрения получения ученой степени (закрытая). Вообще говоря, для науки всякая деятельность, не направленная на получение истины (открытая), будет нерациональной.

Чем ограничена рациональность?:

1. Рациональность и рационализация ограничены «непрозначностью бытия», не дающего возможности реализовать идеальные планы деятельности, вырабатываемые рациональным сознанием. Это можно считать онтологическим ограничением рациональности.

2. Рациональность ограничена также и реальной конечностью конкретно-исторического субъекта познания, теми формами познавательной деятельности, которые сложились и имеются в его распоряжении. Таково гносеологическое основание ограниченности рациональности.

3. Рациональность ограничена наличием в человеческой природе таких стихий, как чувства, эмоции, духовность, — это антропософское ограничение рациональности.

4. Рациональность ограничена также присутствием в человеке фактора телесных и физиологических потребностей — биологическое ограничение рациональности.

5. Исследователи отмечают, что рациональность может быть ограничена агрессивностью самоутверждения. Замечание вполне резонное, если мы рассматриваем рациональность не как очищенный от всех налетов субъективности искусственный препарат, а в контексте новой парадигмы мышления, в которой субъект есть одновременно и наблюдатель и активатор в одном лице.

В силу сказанного можно смело присоединиться к выводам типа: «Современное «зрелое» рациональное сознание должно включать в себя моменты метарациональности, фиксирующей пределы рационализации как самого сознания, так и действительности...».

Рациональность в структуре сознания. В контексте классической философии рациональность понимают как высшую способность сознания, а рациональное мышление, связанное с понятийным и логическим аппаратом, возводится на вершину всех структурных характеристик сознания. Проблема рациональности структуры сознания встала в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания.

Признаками сознания считается:

q разумная мотивированность,

q предвидение личных и социальных последствий действий,

q способность к самоконтролю;

q направ­ленность на предмет,

q обращенность к рефлексии и самонаблюде­нию,

q эмпатия, связання с мгновенным принятием того или иного феномена, концентрацией и различными уровнями ясности.

q Сознание может быть как максимально концентрированным, так и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, темном и сумеречном сознании.

Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчетливо обнаруживает себя, но, тем не менее, ускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, сознание не мыслимо вне своего материального субстрата — головного мозга — и материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание не сводимо ни к самому субстрату — головному мозгу, ни к материи. Даже самый искусный анатом, проследив нерв до мозжечка, не может

приблизиться к первоначалу, дающему чувства и мысль.

Существует как минимум два подхода, объясняющие природу сознания:

qПервый связан с именем французского философа-рационалиста Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую) подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.

qВторой подход, предполагает, что сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «бытие определяет сознание», «сознание — субъективный образ объективного мира», «сознание — отражение бытия», «сознание — коллективно полученное знание». С этих позиций сознание предстает не как личностное и индивидуальное свойство, не как загадка и тайна, а как универсальная и формируемая характеристика всего человеческого рода.

По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.

По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи;

По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное, оценочно-целенаправ-ленное отражение и конструктивно-творческое преобразование действительности, условие становления форм логического мышления.

В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память, эмоции, волю, рациональное мышление. Но ни один названный компонент не может быть значим сам по себе. И все эти категории так же являются предметом изучения, не только психологии, но и философии.

Функции рациональности:

qРациональность же связана с целесообразным созиданием нового содержания, преднамеренно-нормативными ориентациями, предполагающи-ми строй мыслей и установок, соответствующих принятым эталонам и ценностям, навязываемыми извне целями.

q Ориентационная функция рациональности включает в себя регулирование — принятие решений в едином строю норм жизнедеятельности, а также самоконтроль, связанный с синхронизацией внутренних и внешних оценочных критериев. Самоконтроль предполагает анализ мотивов собственного поведения, выбор наиболее адаптивно эффективного способа достижения поставленных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: