Человек в литературе и искусстве Древней Греции

Жизнь в полисе давала человеку большие возмож­ности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуж­дало интерес к личности — к разнообразию и неповто­римости человеческих характеров, эмоций.

Индивидуальное начало ярко отразилось в литера­туре. Еще в VII—VI вв. до н. э. возник особый литера­турный род — лирика (от греческого слова «лира» — музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир чело-

века и в конечном счете утверждалась ценность лич­ности.

В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред

Тобой: Ободрись и встреть их грудью, и ударим

на врагов!..

Победишь — своей победы напоказ не выставляй, Победят — не огорчайся, запершись в дому,

не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй; Смену волн познай, что в жизни человеческой

царит. Архилох, VII в. до н. э.

Поэты писали и о самом тонком, трудно передавае­мом чувстве — о любви:

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко пред тобой

Сидит,

Твой звучащий нежно слушает голос И прелестный смех. У меня при этом Перестало сразу бы сердце биться...

Сафо, первая из известных нам поэтесс, VII—VI вв. до н. э.

Личность человека была в центре внимания писа­телей-трагиков. В V в. до н. э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, пере­живает пору расцвета. На театральных представлени­ях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедия­ми, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчи­вались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами. В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.

Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начи­ная с V в., стремились как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: