Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г

Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ре­месленников и крестьян — к светскому сословию. Все это из­мышление и надувательство....У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... каждый крестившийся может провозгла­шать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязаннос­ти...

...Они1 намереваются быть единственными истолкователя­ми Писания. Не изучив в нем на протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами; обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа, неза-

1 То есть римско-католическая церковь.

висимо от того — злой он или благочестивый, не может заблуж­даться в вере... Не означало ли бы это отречения от всей веры и Христианской церкви? Далее, если справедливо положение' «Верую во Святую Христианскую церковь», — то папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша мо­литва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуж­дением.

А. И. Неусыхин, российский историк Из работ о Максе Вебере (1927 г.)

(текст адаптирован)

Бог, по Кальвину,— спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он — по непостижимым соображениям — избрал для веч­ной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже са­мыми «богоугодными делами» нельзя себе купить вечное бла­женство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно. «Избран ли я?» — и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу — сле­довательно, я избран». Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобре­тению богатства угоден Богу, ибо «вечный покой святых» возмо­жен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к бары­шу ради барыша, но это же самое стремление как средство слу­жения Богу — свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной пре­мией — сознанием избранности.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Расскажите, как развивался средне­вековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял? Какое значение для развития городов имела тор­говля и сельское хозяйство? Что позволило городу стать «двига­телем» экономической жизни, несмотря на малочисленность го­родского населения? Вспомните, какую роль сыграло городское сословие в политической жизни, в становлении капитализма Попробуйте (на основании прочитанного текста и материала главы) составить ответ на тему: «Город и прогресс средневеко­вой западноевропейской цивилизации».

2. Прочитайте текст 2. Вспомните, что такое корпоративизм и какую роль он сыграл в политической жизни Европы. Какие права и свободы обеспечивали человеку средневековые корпо­рации? Как понимали ъ эту эпоху слово «свобода»? Чем отноше­ние к свободе в средние века отличалось от современного? По­думайте, сковывал ли корпоративизм творческую инициативную личность.

3. Прочитайте текст 3 Как решается здесь вопрос о свобо­де личности и Божественном предопределении? Почему из всех творений Бога только человеку, по мнению итальянского гума­ниста, предоставлена особая свобода? Каковы могут быть по­следствия свободного выбора для человека? Почему тем не ме­нее для Пико делла Мирандола это высшее счастье — быть тем, кем человек хочет быть9

4. Прочитайте текст 4 С чем связан пессимизм Б. Паскаля? Какие вопросы пробуждают в нем сомнения?

5. Прочитайте тексты 5 и 6. Какие привилегии отнимает Мартин Лютер у римско-католической церкви? Какие аргументы использует, доказывая, что любой верующий может быть свя­щенником и имеет право сам толковать Писание? Расскажите об основных положениях учения Ж. Кальвина и его последовате­лей. Почему считается, что кальвинизм оказал большое воздей­ствие на развитие буржуазных отношений? Как доказывается в кальвинизме необходимость трудиться и приобретать богатст­во? Какие нравственные требования при этом выдвигаются по отношению к обладателю этого богатства?

Глава V

Византийская цивилизация

Византия продлила жизнь Рима до 1453 г., но при всей видимости процвета­ния и мощи это была лишь агония римско­го мира.

Жак Ле Гофф

§1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: