Методические рекомендации
По выполнению контрольной работы
по дисциплине (модулю) | «Семейное право» | |
по специальности | 030912 «Право и организация социального обеспечения» | |
Сыктывкар 2015
Разработчики
ФИО | Квалификационная категория | Должность | ||
Мажукина Л.К. | высшая | преподаватель | ||
Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол № 1 от 01 сентября 2015 г. Председатель ПЦК_____________Касьян Е.В. Рекомендованы Методическим советом ГОУ СПО «СТЭК» Протокол № _____от сентября 2015 г. Председатель совета_______________Дорошенко В.Н. |
Введение
Необходимость глубокого изучения юристами дисциплины «Семейное право» определяется важной ролью его в сфере нашей жизни в условиях становления демократического правового государства.
Переход к рыночным отношениям, ломка многих идеологических норм, появление иных представлений о нравственности и морали затронули многие семьи и потребовали выработки новых правовых предписаний, направленных на укрепление семьи, упорядочение семейных отношений.
Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами. В нормах семейного кодекса получили отражение положения международных правовых актов в области прав человека, а также положительные моменты семейного законодательства зарубежных стран.
Изучая дисциплину «Семейное право» студенты получают достаточно глубокие знания для практического применения в сфере возникающих семейных споров и защиты прав отдельных членов семьи.
Пояснительная записка
Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. С целью текущего контроля полученных знаний и проверки усвоения материала программой предусмотрено проведение контрольной работы, тестовых знаний. Варианты вопросов к контрольным работам и тестовым знаниям должны охватывать основное содержание разделов и позволять сделать вывод об уровне его усвоения студентами.
Данный курс должен научить студента работать со специальной правовой литературой и нормативными источниками; уметь ориентироваться в системе законодательства.
В конце освоения курса студенты, обучающиеся по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» сдают дифференцированный зачет как по очной форме обучения, так и по заочной.
Методические указания к выполнению домашних контрольных работ студентами заочного отделения.
К выполнения контрольной работы следует приступить лишь после внимательного изучения разделов учебника, а также научной литературы и нормативного материала, относящихся к соответствующей теме задания.
Выполнение работы должно начинаться с внимательного прочтения задания. Это даст ясность и четкость понимания задачи, стоящей пред студентом. Далее необходимо определить круг нужной литературы и ее отыскать, составить план работы.
Принципиальное значение имеет техника выполнения работы. Сначала, при изучении соответствующей литературы, необходимо делать выписки, с указанием источника, на который в последующем надо будет ссылаться, чтобы работа не получилась простым переписыванием чужих мыслей. Поэтому необходимо помнить, что контрольная работа — труд не механический, а творческий. В нем все собранное должно быть переработано (переосмыслено) и изложено в собственном понимании.
После того, как будет собран, в процессе изучения источников, достаточный для написания работы материал, его необходимо систематизировать, т. е. расположить в нужной последовательности, после чего можно приступить к написанию работы «начисто».
1. При выполнении контрольных работ студент должен наиболее полно раскрыть суть поставленных вопросов. При этом простое переписывание нормативных правовых актов без дачи их комментариев и анализа не является надлежащим ответом на вопрос.
2. Требования к оформлению работы:
· Работа выполняется в тетради в клетку, рукописный текст располагается через клетку, либо в отпечатанном виде, придерживаясь общих требований к подобным документам;
· Объем работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста или 10 - машинописного, шрифт -14;
· Обязательно наличие полей (для замечаний);
· Страницы работы должны быть пронумерованы;
· Ответ на каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы;
· Список литературы должен содержаться в конце работы на отдельной странице, следующей за последней страницей ответа на вопрос;
· В конце работы ставится подпись студента и дата окончания выполнения работы.
3. При выполнении работы студент вправе использовать литературу и нормативные акты, предлагаемые преподавателем, а также иные источники. Вся используемая студентом литература и правовые акты указываются в списке литературы.
4. При проверке и оценке контрольной работы преподаватель обращает внимание на полноту изложения материала, на соответствие работы требованиям стандартов, на степень самостоятельной работы.
5. Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, а также не по заданному варианту возвращается без проверки с указанием причин.
6. При выполнении работы с существенными недостатками преподаватель дает рекомендации по устранению отмеченных недостатков и возвращает работу студенту на доработку.
7. По результатам проверки работы студента ставится оценка «зачет» либо «незачет». При оценке «незачет» студент обязан доработать свои ответы в этой же тетради и сдать последнюю в установленные сроки в заочное отделение СТЭК.
8. Проверенная и зачтенная контрольная работа в обязательном порядке представляется студентом на экзамен (зачет).
9. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре шифра студента.
Основные источники:
Нормативные правовые акты:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СМД СССР. - 2004. - выпуск XLVI.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред.09.01.2015г.) СЗ РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ ((ред. от 13.07.2015) //"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, (ред. от 13.07.2015) «Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 01.01.2015) //"Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755
Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 31.12.2014), //"Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880
Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 21.07.2014)//"Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831
Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"" // СЗ РФ. – 2008. - № 17
Федеральный закон от 18 ноября 1997 г. №143 «Об актах гражданского состояния» (ред. от 23.06.2014) //"Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340
Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 г. № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» (ред. от 25.12.2013) //"Республика", N 221-222, 27.11.2008
Распоряжение Президента РФ от 13.12.2000 г. № 565-рп "О выделении средств для обеспечения социальной защиты детей" // СЗ РФ. – 2000. - № 51
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (ред. от 10.02.2014) //"Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572
Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117"Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" //"Собрание законодательства РФ", 09.09.2013, N 36, ст. 4577
Дополнительны источники:
Антокольская М. В. Семейное право. Учебник. - М.: 2003.;.
Абашин Э.А. Семейное право, учебное пособие, М., ИД «Форум»-Инфра-М,2008 г.
Нечаева А. М. Семейное право. Учебник. - М.: 2006.;.
Пчелинцева Л.М. Семейное право/Курс лекций. - М., 1998.;.
Беспалов Ю.Ф. Реализация семейных прав ребенка. - М., 2002;.
Евдокимова Т. О некоторых вопросах применения Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства, оспаривании отцовства (материнства) и о взыскании алиментов // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 1;.
Нечаева А.М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России // Право и политика. 2004. № 4;.
Чефранова Е.А. Механизм семейно-правового регулирования имущественных отношений супругов. - М.: РПА МЮ РФ, 2006;.
Чефранова Е.А. Сделки, заключаемые между супругами // Юридический мир. 2003. №12;.
Чефранова Е. Судебный порядок расторжения брака // Российская юстиция. 1996г. №9.
Поисковые системы — Яндекс и прочее.
Справочно-поисковые системы: Консультант плюс и Гарант, интеллектуальные ресурсы.
Вариант 1
1. Предмет, система, источники семейного права. Особенности семейно-правовых отношений.
2. Договорный режим имущества супругов.
3. Задача:
Соколов по решению суда выплачивал алименты в размере ¼ заработной платы ежемесячно на содержание сына до совершеннолетия последнего. В связи с тяжелой болезнью сына он был помещен в больницу, где находился на лечении в течение шести месяцев. Мать мальчика обратилась в суд с просьбой о дополнительном взыскании с Соколова 100 тысяч рублей, поскольку сын нуждается в усиленном питании, социальном уходе. Кроме того, для него необходимо приобрести путевку в санаторий для продолжения лечения. Соглашение об участии Соколова в дополнительных расходах не заключено.
Подлежит ли удовлетворению требования истицы?
Вариант 2
1. Понятие, условия и порядок заключения брака.
2. Основные черты алиментных обязательств. Соглашение об уплате алиментов.
3. Задача:
Не состоящая в браке Жильцова родила мальчика, отцом которого является Волков, с которым Жильцова длительное время проживала совместно. При государственной регистрации рождения ребюенка Волков устно признал свое отцовство и попросил записать его в каачестве отца ребенка. К его просьбе присоединилась и Жильцова, подтвердив правдивость заявления Волкова. Однако заведующий ЗАГСом, убедившись, что брак между Жильцовой и Волковым не зарегистрирован, отказался сделать такую запись, потребовав представить в качестве основания внесения сведений об отце соответствующее решение суда.
Правильно ли поступил заведующий отделом ЗАГСа?
Вариант 3
1. Установление происхождения ребенка от матери и отца.
2. Признание брака недействительным.
3. Задача:
Манько и Горохов с 1984 по 1996 г.г. Проживали одной семьей без государственной регистрации заключения брака. В апреле 1996 года Манько обратилась в суд с иском к Горохову о разделе вклада, внесенного в 1992 году в акионерный банк «Инкомбанк» на имя Горохова в сумме 300 тысяч рублей, а также дома, капитально отремонтированного при совместной жизни (дом принадлежал Горохову и был зарегистрирован на его имя). Суд произвел раздел вклада в равных частях между Манько и Гороховым. Дом также был поделен в равных частях между ними.
Какое решение должен принять суд?
Вариант 4
1. Расторжение брака.
2. Алиментные обязательства родителей и детей.
3. Задача:
Гордеева обратилаь в суд с иском к Гордееву о лишении его родительских прав в отношении сына Александра 1989 г.р. и дочери Марии 1990 г.р., указав, что после расторжения брака в 1993 году Гордеев не занимается воспитанием детей и не оказывает материальную помощь.
Укажите законные основания для решения данного вопроса.
Вариант 5
1. Основания и порядок лишения родительских прав.
2. Ответственность супругов по долгам.
3. Задача:
В. состояла в фактических брачных отношениях с Е. С 1977. В 1996 году Е. Ушел от В. И через 6 месяцев она обратилась в суд с иском о взыскании алиментов, т. к. является нетрудоспособной.
Суд в иске отказал.
Законны ли действия суда?
Вариант 6
1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Законный режим имущества супругов.
3. Задача:
Кирсанов обратился 12.02.1998 года в суд с исковым заявлением о расторжении брака с Кирсановой. В заявлении он указал, что состоит в зарегистрированном браке с 1994 года, от данного брака имеется сын Сергей, 20.12.1997 года рождения.
Суд отказал Кирсанову в приеме заявления.
Законны ли действия суда?
Вариант 7
1. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.
2. Добровольное установление отцовства.
3. Задача:
Супруги Гончаренко обратились в орган ЗАГСа с заявлением о расторжении брака. Заведующий органом ЗАГС отказался удовлетворить их просьбу и предложил обратиться в суд, так как Гончаренко имел усыновленного ребенка 8 лет. Однако судья также отказал в приеме заявления и предложил Гончаренко вновь обратиться в орган ЗАГСа.
Кто прав в описанной ситуации: орган ЗАГСа и ли судья и почему? Какие основания установлены СК РФ для расторжения брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов? С какого времени брак Гончаренко будет считаться прекращенным?
Вариант 8
1. Условия заключения брака.
2. Разрешение между родителями споров, связанных с воспитанием детей.
3. Задача:
Родив от случайной связи девочку, Ильина отдала ее в дом ребенка. Спустя три года она забрала девочку себе, а еще через год соседи Ильиной обратились в местную администрацию с требованием лишить ее родительских прав. В заявлении указывалось, что Ильина ведет аморальный образ жизни (систематически пьянствует, приводит домой различных мужчин), за дочерью не следит. Девочка всегда голодная, запущенная, предоставлена сама себе, одежды у нее почти нет. Когда у матери собирается очередная компания друзей, девочке приходится спать в коридоре.
Имеются ли основания для лишения Ильиной родительских прав? Кто вправе требовать лишения родительских прав? Какой орган рассматривает дела о лишении родительских прав? Если Ильина будет лишена родительских прав, может ли она через некоторое время ставить вопрос о восстановлении в родительских правах?
Вариант 9
1. Раздел общего имущества супругов.
2. Алиментные обязательства супругов.
3. Задача:
Ира Ермолина, рожденная в незарегистрированном браке, была передана матерью в детский дом, когда девочке было 8 месяцев. Мать оставила письменное согласие на возможное в последующем удочерение Иры, а сама из города уехала. Через 2 года в установленном законом порядке девочку удочерили супруги Ивановы. Спустя год после этого от матери Иры в детдом по почте пришло заявление об отмене согласия на удочерение. А еще через год Ермолина вернулась в город и предъявила иск в суд об отмене удочерения, указав, что сама желает воспитать дочь.
В какой форме дается согласие родителей на усыновление их ребенка и может ли оно быть отозвано? Имеются ли основания для удовлетворения требований Ермолиной? Каков порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях?
Вариант 10
1. Правовые основы и порядок образования приемной семьи.
2. Договорный режим имущества супругов.
3. Задача:
Ларин выплачивал алименты в размере 1/3 заработной платы на содержание двоих детей. В связи с тем, что он в качестве специалиста был направлен на работу за границу, Ларин обратился к судебному приставу с вопросом, в каком размере и в какой валюте будут с него взыскиваться алименты.
Какие разъяснения должны дать Ларину судебные приставы?