Зарубежные социологические теории досуга

Лекция 3. Научных исследований сферы досуга за рубежом

Зарубежные социологические теории досуга

Многие годы ценность досуга ставилась в зависимость от того, способствует ли он эффективному труду или нет. Вся жизнедеятельность, выходящая за рамки труда, не наделялась самостоятельным статусом, выполняя вспомогательные функции.

Однако в середине ХХ века произошла великая социокультурная трансформация, коренные изменения в образе жизни граждан Европы и Америки:

× конец Второй мировой войны, признание приоритетов общечеловеческих интересов;

× деидеологизация и гуманизация межгосударственных отношений, развитие форм политического и культурного сотрудничества;

× научно-техническая революция, влияние науки и техники на все сферы жизнедеятельности

× экономический рост в 1950–1970-х годах при сокращении рабочего времени, появлении ежегодных оплачиваемых отпусков;

× резко ускорилась социализация общественных систем западных стран (социализация капитализма). Следствие - смягчение противоречия между общественным характером производства и частным способом присвоения. В большинстве стран утвердились системы социального страхования и помощи (вспомоществования), гарантирующие широким слоям населения защищенность в случае безработицы, старости, болезни, нищеты; бесплатную или льготную мед. помощь малоимущим и престарелым, строительство для них жилья;

× улучшение качества жизни,

× появление массовой культуры, развитие культуриндустрий и потребительского общества.

В 60-е годы ХХ в. западные исследователи начали активно изучать досуг. В науке появилась идея «общества досуга» («цивилизации досуга», «эпохи досуга») - понимание общества, в котором доминирующая роль в жизни индивидов принадлежит досугу, в то время как значимость труда утрачивается. У этой идеи есть как сторонники, так и противники.

Сторонников идеи «общества досуга» условно делятся на две группы:

1) авторы, убежденные, что «общество досуга» есть современное общество (Ж. Дюмазедье, М. Каплан, К. Робертс),

2) авторы, полагавшие, что общество досуга – неизбежное (Ж. Фурастье, Д. Габор) или возможное (К. Робертс) будущее человечества.

Ж. Дюмазедье. Концепция «цивилизации досуга» как модели постиндустриального общества: ценность досуга превосходит ценность рабочего времени, так как многие индивиды предпочитают обладать б о льшим количеством свободного времени, нежели высоким заработком. Рост значимости досуга, в свою очередь, оказывает значительное влияние на экономическую сферу общества, вызывая ее изменения, стимулируя развитие досуговой инфраструктуры. В 1960–1970-х годах разрывается зависимость досуга и труда: досуг служит не столько для снятия напряжения после трудовой деятельности, восстановления сил от физической, психологической, моральной и интеллектуальной усталости (компенсаторная функция досуга), сколько создает условия для последующего развития личности, удовлетворения потребностей высокого плана – самовыражения, самоутверждения, социальной идентификации. Европейская культура второй половины ХХ века способствует реализации трех основных функций досуга: отдых, развлечение и саморазвитие личности. Именно возможность реализации потребности личности в рекреации, развлечении, развитии и творчестве в досуговой сфере обусловливает провозглашение «цивилизации досуга».

Ж. Фурастье, разрабатывая идею «цивилизации досуга», приходит к выводу, что, начиная с определенного уровня экономического развития, досуг приобретает все большую автономию от труда и становится самостоятельной ценностью.

М. Каплан констатирует, что экономика США превратилась в индустрию досуга. Свидетельством наступления «общества досуга» является сокращение продолжительности рабочего времени, снижение пенсионного возраста, распространение СМИ, стирание государственных границ. Говорит о появлении «нового досуга», в основе которого - стремление к релаксации. Именно в США распространяется движение среди богатых американцев за восстановление сил («взрыв восстановления сил»).

Английский социолог Д. Габор разделял идею о неизбежном наступлении «общества досуга», однако рассматривал это общество как угрожающее человечеству. По мнению ученого, существует «трилемма» (три основные опасности), перед лицом которой находится человечество: 1) уничтожение человечества вследствие ядерной войны, 2) перенаселение планеты и 3) «эпоха досуга». И если с первыми двумя опасностями человечество знает, как справиться, то к эпохе досуга оно психологически не готово. Ученый считал, что в большинстве высокоиндустриальных стран эпоха досуга уже наступила бы, если бы не так называемые защитные механизмы: военные расходы государств, экономические убытки и непроизводительные потери рабочего времени (прогулы, простои и т. д.).

Противники концепции «общества досуга» - американские социологи Дж. Келли, С. Де Гразия, Т. Кандо и др.

Т. Кандо критикует концепцию «общества досуга»: автоматизация, кибернетизация, рост богатства могли привести к «обществу досуга», но не привели. Причиной тому два обстоятельства: во-первых, ценностная система общества поощряет труд, во-вторых, экономическая структура общества требует дорогостоящего массового потребления товаров, услуг и массового отдыха, а не свободы при осуществлении досуговой деятельности.

Дж. Келли относит к недостаткам теории «общества досуга»:

× пренебрежение ее авторами политическими и социальными конфликтами,

× веру в возможность преодоления экологических проблем посредством использования новых технологий,

× игнорирование противоречий между необходимостью бесконечного производства товаров для проведения досуга и сокращением труда в «обществе досуга».

С. Де Гразия разводит понятия «свободное время» и «досуг», понимая под досугом особое интеллектуальное и моральное состояние, которое свойственно лишь небольшому числу индивидов. Досуг больше, чем развлечение, релаксация и т. п., – досуг есть идеал, связанный с развитием интеллектуальных или моральных способностей, необходимых для служения обществу. Для современного американского общества досуг не характерен, в большинстве своем речь может идти только о свободном времени.

К концу ХХ в. в западной социологии оформляются три основные подхода к изучению досуга: структурно-функциональный анализ, неомарксизм и символический интеракционизм.

I.Структурно-функциональный подход: досуг является той сферой жизнедеятельности индивида, которая позволяет поддерживать целостность и стабильность системы.

Основоположник - Т. Парсонс - рассматривал общество как систему, все части которой взаимосвязаны и в которой действуют процессы, направленные на сохранение и поддержание ее целостности. Досуг должен выполнять латентную функцию: дать выход, «выпустить пар», пустить в нужное русло сдерживаемые индивидом эмоции, подавляемую им энергию, тем самым способствуя сохранению внутренней прочности системы.

С. Паркер предложил три варианта соотношения труда и досуга:

вариант труд досуг пояснение
расширенный + + возможен в случае высокой удовлетворенности индивидом трудовой деятельностью, рассматриваемой в качестве основной ценности, в то время как досуг выступает ее продолжением
нейтральный     «невовлеченные», незаинтересованные, пассивные в отношении трудовой деятельности индивиды сохраняют нейтралитет в отношении досуговой деятельности, которая может быть отлична от трудовой, но не обязательно это отличие носит целенаправленный характер
оппозиционный - + когда индивидам неприятна их работа, и они ждут ее окончания, чтобы заняться тем, что им действительно нравится и что отлично от выполняемых ими трудовых обязанностей

По мнению С. Паркера, досуг следует рассматривать не с позиции количества времени, на него затрачиваемого, а с учетом к ачества его проведения, так как только творческий, созидательный досуг выполняет социализирующую функцию, способствует солидаризации общества.

II. Неомарксистский подход. Досуг - сфера, которая зависит от распределения властных, экономических и культурных ресурсов в обществе.

Истоки – теория К. Маркса.Под свободным временем К. Маркс понимал время, необходимое индивиду «...для образования, интеллектуального развития, выполнения социальных функций, товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил...», называл его величайшей производительной силой. Досуг (наряду со «временем для более возвышенной деятельности») составной частью входит в общий объем свободного времени.

В 1980-х годах представители неомарксизма - А. Грамши, Дж. Кларк и Ч. Критчер - пришли к выводу о том, что капитализм формирует природу как трудовой, так и досуговой деятельности. Под прикрытием необходимости сохранения общественного порядка, государство навязывает индивидам необходимые способы проведения досуга. Досуг постепенно подчиняется государству и капиталистическому строю, теряя элементы свободы и выбора. Досуг имеет классовый характер, так как выбор досуговой деятельности зависит от доступа к неравномерно распределенным в обществе ресурсам. Досуг отражает социальное разделение общества. Именно посредством досуга социальное неравенство утверждается в обществе.

Франкфуртская школа критической теории (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Л. Ловенталь, Э. Фромм) уделяла особое внимание изучению влияния массовой культуры на индивида и общество в целом. «В основе досуга лежат средства массовой культуры и массовой коммуникации, которые являются важными агентами социализации и проводниками политических идей, используются в целях воспроизводства существующего общественного порядка. Более того, индивиды во время проведения своего досуга вынуждены выбирать из того, что предлагается производителями массовой культуры. Как результат – досуг служит интересам капитала через создание потребительского спроса, а увеличение объема свободного времени ведет к росту потребления, расширяя влияние массовой культуры и возможности осуществления контроля над рабочими.

При этом Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе обнаружили тенденцию индустриализациии и технизации культуры. Понятие «культурные индустрии» впервые используют для обозначения новых форм и технологий культурной деятельности, таких как телевидение, телевизионные технологии, компьютерная техника, видео- и аудиотрансляции. Индустриализация и технизация культуры упростила социальные отношения до уровня «передатчик-получатель», «передатчик – потребитель», способствовала возникновению нового баланса между теми, кто обладал властью, и потребителями «продуктов».

Ученые констатируют смену ценностных ориентаций, их перемещение с труда на массовое потребление и развлекательный досуг. Необходимость снятия напряжения между искусственно созданными изображениями и обыденной действительностью изменяет характер проведения досуга: он выводится из камерного, индивидуально ориентированного, локального пространства в пространство, ориентированное на массы. Что п римитивизировало и унифицировал о проведение досуга. «Разрушение традиционных норм и ценностей, преобладание потребительских настроений, распространение элементов упрощенной массовой культуры существенным образом трансформируют пространство досуга, делая досуговые практики порой бессодержательными, а иногда и социально опасными.»

III. Символический интеракционизм: досуг - конструкт, в основе которого лежит социальное взаимодействие и интерпретационные схемы индивидов. Любое социальное действие несет в себе скрытые смыслы, раскрывая которые индивиды способны ориентироваться в социальном пространстве.

Досуг не одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.

Дж. Р. Келли, концепция «рамки жизненного курса» («life-course framework»): досуг представляет собой часть культуры, тот социальный контекст, в рамках которого индивиды самоопределяются. И. Гоффман также отмечал важность досуга в процессе конструирования личной идентичности через использование таких «реквизитов», как одежда, прическа и т.д. Автор говорит о театрализации, спектаклизации общественной жизни: каждый индивид готовится к выходу на авансцену, стремясь представить идеализированную картину самого себя, скрывая то, что публике не следует о нем знать.

В книге «Философия Отдыха и Досуга» Дж. Б. Нэш описал концепцию досуга, основанную на иерархии смыслов досуга и их значении для индивидуума и общества. Время досуга, потраченное разумно, приносит пользу и индивидууму, и обществу. Время, потраченное в творческой деятельности (музыка, искусство, хобби, образование, помощь общине), более полезно, чем такие развлечения, как телевидение, радио, просмотр спортивных состязаний или другие пассивны е виды проведения времени. Результаты досуга - счастье, удовольствие, творческое выражение, возможность саморазвития и самореализации, достижение цели, эксперимент, приключение и чистое удовлетворение.

Предпочтения в проведении досуга тесно связаны с типом личности. Один из первых шагов в изучении разумного использования досуга — понимание того, что выбор каждого человека индивидуален.

Роберт Стеббинс (Канада) выделяет «обычный» (casual leisure), «серьезный» (serious leisure) и «проектный» (project-based leisure) досуг.   1) «Серьезный досуг» - деятельность любителя (amateur), человека, увлеченного хобби (hobbyist), волонтера, участвующего в общественной деятельности. Особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется на регулярной основе, требует специальных навыков и знаний и обеспечивает индивиду определенные вознаграждения. Две группы вознаграждений: а) персональные (самоактуализация, обогащение знаниями, самовыражение, рекреация) и · б) социальные (установление и поддержание социальных контактов, чувство причастности к общему делу).

Часто «серьезный досуг» выступает центральной составляющей самоидентификации индивида и основой для формирования чувства принадлежности к социальной группе — сообществу единомышленников. Именно эти характеристики отличают принципиальным образом «серьезный досуг» от «обычного».

2) «Обычный досуг» — это деятельность, которая не требует особых навыков и умений и приносит немедленное удовлетворение. Главная особенность - гедонистический характер досуга (обеспечение немедленного удовольствия). Радость и наслаждение выступают основными мотивами вовлечения индивида в этот вид досуговой деятельности. Примеры - игра, отдых, релаксация от физической или интеллектуальной нагрузки, пассивные и активные развлечения, общение, сенсорная стимуляция; наиболее распространенные массовые формы проведения свободного времени: просмотр различных медиа, встречи с друзьями, посещение спортивных и развлекательных мероприятий, шопинг. (С. 21)

3) «Проектный досуг» - краткосрочная, однократная или окказиональная (случайная) творческая деятельность, требующая планирования и задействующая в определенной степени специализированные навыки и знания, как, например, подготовка медиапрезентации для большого семейного торжества. «Проектный досуг» ограничен во времени и, как правило, не занимает все свободное время индивида. Вместе с тем «проектный досуг» приносит похожие персональные и социальные вознаграждения, как и «серьезный досуг», — глубокое удовлетворение, самопрезентацию, чувство успеха от совместной выполненной работы, поддержание и укрепление группового единства.

По мысли Стеббинса, в условиях современного общества роль «серьезного досуга» и «проектного досуга» радикальным образом возрастает. Это обусловлено в первую очередь изменением социальной организации труда: размыванием прежней стабильной формы занятости, широким распространением различных видов краткосрочной занятости и гибкого трудоустройства, ростом продолжительности жизни и увеличением пенсионного периода жизни. Несмотря на то что «серьезный досуг» не служит основным источником финансовых доходов и не обеспечивает благосостояние, он во многом перенимает прежние функции труда как основного смыслового компонента жизни. Благодаря занятиям «серьезным досугом» и общению в сообществе единомышленников индивид осознает и реализует свою причастность к коллективным сообществам.


3.2. Современные зарубежные культурологические концепции досуга

Современная культурология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые опираются на макросоциологические и психологические теории. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:

1) временн о го пространства. Количественная модельрассматривает досуг как время, остающееся после работы. Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временн о го пространства возникла в XIX в. Данная концепция является наиболее распространенной. Утверждает, что все пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временн ы м отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Значит, досуг - временн ой отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению;

2) пространства социальной жизни человека;

3) непосредственного опыта (Дж.Келли, Дж.Нейлингер). Досуговая социализация есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний;

4) вида деятельности: разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил; как реализация в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности; как развитие (Д.Дюмазедье, Д.Шивере). Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. Как релаксацию и восстановление сил после труда;

5) психологического состояния. Психологическая концепция рассматривает досуг в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека, т.е. с точки зрения восприятия. Как созерцание, удовольствие. «Досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида». Подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досуговым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг;

6) внешней формы проявления творческого начала. Гуманистическая модель: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение;

7) цели жизни и идеала (характерно для современного Китая.). Экзистенциальная теория рассматривает досуг как состояние бытия, свободы, как условие существования человека. Досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг - это действие в окружающем мире возможностей;

8) одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью: как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни. У Дж.Шивере на первом месте стоит функция рекреации;

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных социальных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.

Институциональная модель уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Изучает различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики; соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы. Г. Беккер рассматривает досуг как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья). С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Дж. Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу».

Политическая теория (Т.Веблен, П.Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения. Неомарксисты (см.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: