Лондон оказался самым дорогим городом Европы по стоимости билетов на культурные мероприятия. Москва по этому показателю - на шестом месте

Исследование Королевской почтовой службы Британии показало, что билеты для двух человек в картинную галерею, музей, оперу, на балет, концерт классической музыки, а также посещение объекта исторического наследия обойдутся в Лондоне в общей сложности в 256 фунтов стерлингов (425 долларов США).
Дороже всего обойдется поход в оперу - 117,5 фунта (195 долларов) за два билета, а также на балет - 90 фунтов (150 долларов). Также Лондон лидирует по стоимости билетов на осмотр достопримечательностей, на это придется потратить почти 20 фунтов (33 доллара).
Авторы исследования отмечают, что культурная программа в Лондоне оказалась самой дорогой среди европейских городов даже несмотря на то, что вход в большинство крупных музеев и картинных галерей в столице Великобритании бесплатный.
Авторы исследования сравнили ситуацию в 12 крупных городов Европы - Берлине, Амстердаме, Барселоне, Вене, Дублине, Варшаве, Будапеште, Париже, Риме, Москве, Лондоне и Праге.
Вторым по дороговизне с точки зрения культуры оказался Париж, где культурная программа на двоих обойдется в 417 долларов. Самой дешевой оказалась Варшава, где стоимость билетов составит 116 долларов.

Москва расположилась на шестом месте с 319 долларами.
За последние пять лет затраты на культуру для туристов во многих городах существенно снизились, свидетельствуют данные исследования. Так, в Лондоне они упали на 21%, в Риме и Вене - на 36% и 27,3% соответственно. В Амстердаме, напротив, стоимость билетов выросла на 37,3% за последние пять лет.


Читать полностью: http://news.tut.by/culture/412449.html

Основной целью современной культурной политики Европейского Союза является формирование европейской идентичности, которое возможно только при успешной реализации процесса культурной интеграции.

- Процесс создания европейской идентичности предполагает необходимость формирования в Европе той постгосударственной политической, экономической и культурной общности и того постнационального гражданства, которые сегодня мало кем оцениваются в качестве возможных вариантов дальнейшего развития Европейского Союза.

- Культурная интеграция выступает как форма организации взаимодействия субъектов европейского строительства в области культуры, направленная на перспективу и предусматривающая определенные виды и способы деятельности субъектов, нацеленные на преодоление трудностей, разрешение конфликтов, препятствующих осуществлению взаимодействий.

- Конкретные формы, которые может принять развитие политических, экономических институтов, культурных организаций, угадываются в принципиально новом позиционировании ЕС на международной арене: в разработке качественно новых механизмов политической экспансии, в ходе которой на основе справедливых принципов представительства происходит добровольное присоединение к Союзу государств и в медленном, эволюционном формировании соответствующей составу ЕС иерархии суверенитетов.

- Культурная интеграция выступает в единстве своих «естественных» и «искусственных форм». Естественной формой культурной интеграции в Европе являются исторически сложившиеся отношения субъектов культуры, которые воздействуют на общее культурное наследие, существующее в единстве и разнообразии. Необходимость в разработке искусственных форм культурной стратегии была вызвана осознанием Европейским сообществом нестабильности в идеологической (деление на два лагеря), национальной, политической, экономической и социальной сферах и необходимости в дальнейшем самоопределении и интеграции единичностей (отдельных государств) в целое (союз).

- Программа культурной интеграции представляет собой нелинейную схему деятельности, т.к. предусматривает организацию взаимодействий субъектов различных сфер общеевропейского бытия: политической, экономической и социальной, - и, вместе с тем, выступает как их объединительная и движущая сила.

- Проведение культурной политики, направленной на сохранение и обеспечение всеобщей доступности культурного наследия, рассматривается в ЕС как одно из условий повышения эффективности процесса социально-экономической интеграции.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволили сделать вывод о том, что многочисленные консультации Европейской Комиссии, проведенные в 2006 году, конкретизировали комплекс стратегически важных задач в области культуры, выделив среди них три взаимосвязанных комплекса: поощрение культурного разнообразия и межкультурного диалога, развитие культуры как катализатора творчества согласно приоритетам, выделенным Лиссабонской стратегии, содействие развитию культуры, как жизненно важного элемента в международных отношениях ЕС.

На основании анализа европейских документов, а также современной социально-политической ситуации на территории ЕС, в работе делается вывод о том, что высокая эффективность стратегии в области культуры может быть достигнута путем поисков путей решения следующих проблем:

1) создания новой формы лояльности, объектом которой больше не может быть существующая в рамках национального государства политико-институциональная структура;

2) обеспечения легитимности, действующей в рамках политико-институциональной системы ЕС и не рассматривающейся в общественном сознании как основа европейской национальной идентичности и европейской гражданственности;

3) отождествления понятий суверенитета и идентичности. Создание постнациональной европейской идентичности возможно только при условии формирования в общественном сознании возможности сосуществования различающихся своей культурой национальных сообществ в рамках общего политического сообщества;

4) этнических, религиозных, социальных, политических и экономические проблем, связанные с расширением ЕС;

5) проблемы, связанной с необходимостью создания системы символов постнациональной общеевропейской идентичности;

6) проблемы ограничения и минимизации рисков возникновения агрессивных форм этнического и национального конфликтов.

В начале XXI в. был создан и опубликован перечень документов, программ, проектов культурной политики Европейского Союза с их полным описанием - Le Relais culture Europe. Этот список редактируется каждый год. Данный каталог построен с учетом временных рамок мероприятий:

- краткосрочные программы - «culture et citoyenneté»,

- долгосрочные программы - «culture et croissance durable», -a так же с учетом их объектной соотнесенности:

- культура и окружающая среда - «culture et resources naturelles»;

- культура и права и свободы гражданина «culture et éspace de liberté»;

- Европейский Союз - субъект глобализации (перевод наш - Е.Б.) - «l'Union européenne est acteur global».

Ознакомившись со списком программ можно сделать вывод о том, что представляет собой культурная политика Европейского союза на современном этапе. Совокупность долгосрочных программ - это стратегия культурной политики. Краткосрочные программы соотносятся с тактическими действиями, направленными на достижение стратегических установок.

Необходимо отметить, что основные цели современной культурной политики по-прежнему регулируются статьями 128 и 92 пунктом 3 Маастрихтского договора о

Европейском Союзе. Хотя некоторые изменения всё же были внесены и коснулись они, прежде всего, аудиовизуальных средств реализации культурной политики ЕС. Кроме того, в статье 3 Договора Европейского сообщества указываются ряд мер (actions), направленных на повышение качества и уровня образования.

Во второй главе «Предпосылки культурной интеграции в Европейском Союзе» раскрываются такие понятия как культурное разнообразие Европейского Союза, а также культурная идентичность как цель современной культурной политики ЕС.

В первом параграфе «Культурное разнообразие Европейского Союза» даны основные характеристики культурного разнообразия ЕС, а также исследована проблема иммиграционных процессов на территории государств-членов ЕС.

Для описания культурного разнообразия, как известно, используется несколько терминов - мультикультурализм, культурный плюрализм, межкультурные связи и культурное слияние. Культурное разнообразие находится в основе культурной политики любого государства и обычно рассматривается в двух аспектах: «мультикультурализм» -как феномен, характеризующий культурное разнообразие одного определенного государства, а также выбор инструментов, постановку целей и задач его культурной политики - и «интеркультурализм» - это явление, определяющее культурное разнообразие нескольких стран, находящихся в состоянии сотрудничества или диалога.

Таким образом, культурная политика может реализовываться в следующих условиях:

- культурное разнообразие в рамках одного государства, когда необходимо учитывать культурную разрозненность, основанную на многонациональное™ страны,

- культурное разнообразие нескольких государств, между которыми происходит обмен культурными товарами, услугами, когда необходимо обеспечить открытый доступ к этим товарам и услугам, что требует создания соответствующей правовой и финансовой базы, отработки методологии и выбора инструментов, согласованных на международном уровне.

Как показывает анализ стратегических материалов последних десятилетий организация межкультурного диалога в пределах Европейского Союза, а также в рамках каждого из государств-членов - одна из важнейших задач культурной политики ЕС. Важно отметить, что успех межкультурного диалога в одной стране является залогом плодотворного его проведения и на территории всего ЕС.

Осуществление межкультурного диалога подразумевает возможность создания ситуаций двух типов: ситуации мультикультурализма, когда на определенной территории мирно сосуществуют несколько культур, т.е. происходит интеграция культур без их полной ассимиляции, а также ситуация конфликта, когда культура, представленная национальным большинством, ассимилирует культуру национальных меньшинств.

В работе отмечается, что до середины XX в. ситуация мультикультурализма в европейских странах характеризовалась стабильностью, т.к. их этнический состав был устоявшимся и исторически сложившимся. Однако после Нефтяного кризиса, когда экономики многих стран пришли в упадок, большая волна иммигрантов хлынула в Европу в поисках работы. Европейский Союз, считающийся одним из сильнейших игроков на мировой экономической арене, до сих пор привлекает огромное число трудовых иммигрантов, а это создает определенные сложности в их ассимиляции.

Приведенный в параграфе анализ дает основание для некоторых выводов. В ведущих странах ЕС в настоящее время сложилась ситуация, когда между мультикультурализмом и конфликтом культур существует некоторый баланс. Данное соотношение характеризуется некоторой стабильностью, что не позволяет ситуации развиваться ни в одном, ни в другом направлениях. Франция и Великобритания являются странами

наименее благополучными в этом отношении, т.к. конфликты на почве культурного разнообразия возникают в них чаще, чем, например, в Германии, Швеции, Нидерландах. Инструментами, позволяющими в условиях культурной неоднородности поддерживать ситуацию мультикультурализма и предупреждать конфликты, являются своевременное политическое реагирование на возникающие проблемы и их экономическое урегулирование.

Во втором параграфе «Культурная идентичность ЕС» раскрывается понятие европейской идентичности как цели современной культурной политики ЕС.

Культурная интеграция, лежащая в основе стратегии современной европейской культурной политики, опирается на такие ключевые понятия, как культурная идентичность/разнообразие и межкультурный диалог.

Как отмечается в работе, проблема европейской идентичности стала обсуждаться в начале 90 х г.г. прошлого века. Она возникла как реакция на нестабильность отношений между Европой и Америкой, на кризис «трансатлантического партнерства». В связи с расширением ЕС встал вопрос не просто о сохранении европейских ценностей, а о столкновении с ценностями и стереотипами нарастающего числа граждан, прибывающих из стран с другими культурами, ценностными системами, иными цивилизационными установками. Однако сама идея европейской идентичности возникла уже много веков назад, и за это время содержание этого понятия неоднократно менялось.

Понятие европейской идентичности объективно отражает ход исторического развития этого региона, поэтому его содержание и объем постоянно варьируются. Как отмечает в своих работах современный немецкий философ Вольфганг Шмале (Schmale W.), даже в XXI в. нельзя сказать, обладает ли Европа «одной душой» и что это за душа. По мнению этого исследователя, в настоящее время основное содержание концепта «идентичность» определяется как «бытие единым целым» [Там же]. Обращение к историческим фактам позволяет утверждать, что европейская идентичность некогда воспринималась как очевидная необходимость. Начиная с XV в. последовательно сформировались два концепта идентичности: Европа как христианская республика (начиная с Нового времени) и Европа как Культура (начиная с эпохи Просвещения).

В работе подчеркивается, что понятие европейской культуры, воплощающей европейскую идентичность, развивается в трудах Йоганна Кристофа Аделунга, Вольтера, Йоганна Готфрида Гердера и Эммануила Канта. Им удается представить европейскую историю как единое целое, историю, в которую органически вплетаются события национального и транснационального значения.

К началу Нового времени европейский «демос», по мнению исследователей, вырабатывает критерии идентичности: европейская взаимозависимость, движение в одном направлении, общность идеалов, мировоззрения, интереса к самоопределению Европы, единая отличительная символика. Эти критерии, как видно из нашего исследования, актуальны до настоящего времени. Однако в разные исторические эпохи «демос» обладает разными возможностями в плане влияния на эти критерии. Так, «демос» двух периодов: идентичности на основе христианства и идентичности на основе общности культуры, - не обладал правом участия в принятии политических решений.

В XX веке появляется новое направление в формировании европейского самосознания - европеизм. Это движение, к которому в период между первой и второй мировой войной примкнули многие ученые и общественные деятели, объединило людей, размышляющих об особенностях европейской идентичности и о действиях, которые следует предпринять для ее достижения. Идея европейской идентичности, таким образом, превращается в предмет политических дискуссий, которые ведутся

представителями разных социальных групп, имеющих разные интересы. С нашей точки зрения, при формальном сохранении терминологии имела место подмена сущностных характеристик европейской идентичности на их противоположности. История показала, что идея европейской идентичности, даже в такой ее интерпретации, не оказалась продуктивной.

После второй мировой войны за европеистами последовали федералисты, представители французского, итальянского и немецкого Сопротивления и продолжили их дело. Понятие идентичности сохраняет политическую окраску и вновь становится предметом интерпретаций неоднородных политических сил от социалистов до правых консерваторов.

Волна революций 1948 года привела, как известно, во-первых, к появлению в структуре понятия европейской идентичности националистического компонента, а во-вторых, к идеологическому расколу на два блока. Так, процесс объединения Европы, имеющий 150-летнюю историю, сменился процессом усиливающегося разъединения и обострения противоречий между субъектами идентичности. Раскол произошел и в европейской общественной среде. Начиная с этого времени, ее уже нельзя рассматривать как единое целое, поскольку она представляет собой совокупность национально разрозненных и идеологически неоднородных социальных общностей. Если к концу XX в. идеологические противоречия были в основном преодолены, то национальное самосознание породило идею «разнообразия», сначала как противоположность, а потом составную часть единства «идентичность через многообразие».

Начало новой политики идентичности было положено в 1973 г. В центре этой политики оказались исторически сложившиеся сообщества с их культурой (культурным наследием). Как и в эпоху Просвещения, инициировалось создание «общей истории», определение и распространение общих ценностей. Поворот к демократизации в 1989/90 г.г. означает возрождение идеи европейской идентичности в прежнем ее содержании. Благодаря деятельности Совета Европы, произошли возврат к концепции идентичности, сформировавшесяй в эпоху Просвещения, ее адаптация к современным условиям и разработка общеевропейской символики. Первым был продемонстрирован европейский флаг, который впоследствии стал флагом Европейского союза. Флаг символизирует единство и гармонию. Всевозможные религиозные коннотации, связанны е с числом двенадцать, официально не признаются.

Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе означала начало движения под знаком демократии к целостности Европы как части Евразийского континента. Призыв Жака Делора «вдохнуть жизнь» в Европу (donner «une âme» à l'Europe) означал, что все начинается с нуля.

В работе указывается, что в настоящее время европейская идентичность вновь ассоциируется с европейской культурой, в семиотическом отношении соответствующей концепции Макса Вебера. По мнению социолога, культурой называется все то, что символизирует созидание определенной общностью людей сущностей и значений, а также целевых установок. Такое понимание культуры, опирающееся не столько на единство и единообразие, сколько на единство и разнообразие, заложено в девизе ЕС. На пути к достижению идентичности неоднородное европейское сообщество стремится признать разнообразие в том виде, в котором оно существует в современной Европе, сохраняя максимально возможное единство.

Для достижения новой европейской идентичности особое внимание уделяется истории европейских государств, общеевропейским культурным ценностям, которые возникли еще в период общеевропейской цивилизации.

Особое внимание в работе уделено роли образования в формировании культурной идентичности граждан ЕС. Именно образование, расширение кругозора позволяет раздвинуть границы сознания человека и помочь понять и принять не только культурную специфику своего этноса, но и все культурное многообразие ЕС. Понимание, толерантность - это лучшие гарантии стабильности и благополучия мультикультурного европейского сообщества.

В работе выделяются цели, характеризующие деятельность ЕС по созданию европейской идентичности. Они состоят в формировании у людей, проживающих на территории ЕС:

- сознания своей принадлежности к единому общеевропейскому пространству, а также чувства гордости за гражданство в ЕС;

- комплекса знаний, представлений и понятий о том, как различные культуры могут быть интегрированы в общественную жизнь единого пространства ЕС, не теряя при этом своей самобытности и уникальности.

Европейская идентичность формируется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией.

Эта среда объединяет три элемента: язык, культуру, СМИ.

В третьей главе «Программы культурной политики ЕС (1970-2013 гг.)»

рассмотрено содержание культурных программ двух периодов: с 1970 по 2007 и с 2007 по 2013 гг., а также составлена модель современной культурной политики ЕС

В первом параграфе «Культурные программы 1970-2007 г.г» анализируются уже завершившиеся программы.

В работе отмечается, что в 70-ых г.г. XX в: во время большого нефтяного кризиса и первого расширения Общего рынка за счет Великобритании, Ирландии и Дании можно отметить первые попытки создания концепции осуществления европейской культурной политики.

Так, в 1973 г. девять государств-членов приняли решение о подписании «Декларации о Европейской Идентичности" («Declaration on the European Identity»), в которой подчеркивалось, что подписанты разделяют «стремление к построению единого общества, которое стало бы отвечать потребностям человека». В начале 1980-х г.г. деятельность Европейского сообщества в области культурной интеграции активизировалась. Этому способствовало принятие ряда важных документов: Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1980 года о защите европейского архитектурного наследия, Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1986 года о сохранении произведений искусства и т.п. В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте была принята торжественная декларация, в которой провозглашалась идея «формирования европейского сознания». В 1984 г. Европейский Совет поручил Комитету за Народную Европу ("Committee for а People's Europe") решение задач интенсификации процесса создания европейской идентичности и реализации права граждан ЕЭС на получение информации о деятельности Сообщества в большем объеме, чем это было возможно до 1984 г. В 1985 г. Комитет за Народную Европу разработал концепцию первых основополагающих компонентов европейской культурной политики, которые могут быть определены следующим образом: стратегическая цель - ориентирование на реализацию практических мер, связанных с позитивным воздействием интеграции на жизни обычных людей (система взаимного признания дипломов, упрощение пограничного контроля между странами, отмена пошлин и т.д.); тактические задачи - разработка планов и проектов, определяющих границы экономических возможностей формирующейся

культурной политики; организационные задачи - создание символов европейской идентичности: европейского флага, гимна, эмблем, например, почтовой марки.

Следующим этапом создания основы европейской интеграции посредством использования инструментов культурного сотрудничества между странами-членами Сообщества стало принятие Закона о единой Европе («Единого европейского акта», «Single European Act» (февраль 1986 г.). Этот закон и появление единого Внутреннего рынка явились новым шагом вперед на пути социально-экономического культурного строительства в Сообществе.

В работе подробно рассматривается работа Новой Комиссии под председательством Жака Делора в 1985 г., утвердившей «Рабочую программу создания народной Европы» («Working programme for the Creation of a People's Europe») и начавшей действовать в направлении проведения политики коллективной идентичности и выработки общеевропейской культурной стратегии.

Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре (1993 г.), где им был отведен специальный раздел. С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Европейского союза. Изначально культурная политика в ЕС отличалась в зависимости от страны ее проведения. Это объективно связано с различными видами административных структур, федеральным делением.

В 1990-х г.г. XX в. Европейская культурная политика стала осуществляться на основе принципа субсидиарности, в соответствии с которым ее цели и задачи не могут быть реализованы только в рамках одного государства-члена ЕС. Все программы и проекты культурной политики должны претворяться в жизнь на уровне Европейского Сообщества в целом.

Стратегия Европейской политики в области культуры в этот период имела три основных направления: поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов, социальная поддержка работников культурной сферы, а также сохранение европейского культурного наследия.

Осуществление первых программ ЕС приходится на 1990-е г.г. Европейская Комиссия определила три «приоритетных» тактических направления в области культуры: культурное наследие, книга и чтение, художественное творчество. Первое направление было представлено программой «Калейдоскоп» (поддержка художественного и культурного творчества в Европе), второе - программой «Ариан» (поддержка книгоиздательского сектора, включая переводы), третье - программой «Рафаэль» (защита музеев, коллекций, библиотек, архивов, фото-архивов, памятники археологического, подводного и архитектурного наследия, а так же природных и культурных ландшафтов).

Из вышеизложенного видно, что отличительной особенностью культурной политики ЕС является широкий диапазон программ, охватывающий почти все аспекты культуры. Изначально программы имели «пробный», тактический характер, но в ходе своей реализации позволили субъектам культурной политики увидеть ее стратегические перспективы и наметить цели, задачи, а также определить объекты культурного строительства в Европе.

Во втором параграфе «Культурные программы 2007 - 2013 гг.» рассматриваются культурные программы, которые определяют современную стратегию культурной политики Европейского Союза и предпринимается классификация акторов культурной политики.

Анализ исследований опыта проведения культурной политики ЕС показывает, что разработчики постепенно приблизились к осознанию необходимости ее построения на

принципах системности. И, начиная с 2007 г., комплексный характер культурной политики становится очевидным. Системность опирается на тезис о том, что сотрудничество в области культуры - основа общеевропейской интеграции, образно говоря - это «кровеносная система» европейского строительства. Поэтому культурная политика выступает как определенным образом организованная система воздействий на культурные объекты действительности и, одновременно, как система обеспечения взаимодействий между культурными объектами и другими объектами действительности, представляющими общеевропейскую и общечеловеческую ценность.

В настоящее время европейская культурная политика имеет ядро и периферию. Ядром культурной политики ЕС являются долгосрочные проекты воздействия на объекты культуры. Эти проекты по своим формальным и содержательным характеристикам выступают стратегическим основанием всех видов деятельности. Наиболее масштабные и значимые из подобных проектов - программы «Культура 2007-2013» и «Культура и долгосрочное развитие». Программа «Культура 2007-2013» отражает организационную структуру культурной интеграции, а программа «Культура и долгосрочное развитие» - ее политические установки.

Периферию культурной политики составляют программы, обеспечивающие воздействие культурного фактора на различные сферы европейского строительства: политика в области образования, СМИ, занятости населения, научных исследований, туризма, регионального развития, предпринимательской деятельности, молодежная политика, а также политика, направленная на концептуализацию европейского гражданства, политика, определяющая место ЕС на мировой арене. В настоящее время действуют следующие проекты:

- «Молодежь и культура»

- «Аудиовизуальное пространство и культура»;

- «Активная гражданская позиция и культура»;

- «Природные ресурсы и культура»;

- «Территория свободы и культура»;

- «Европейский союз - субъект глобализации».

Экономический потенциал Европейского Союза и его лидирующее положение на международной арене позволяют реализовывать не только внутреннюю культурную политику, но и активно развивать внешнюю. В 2006 году на воплощение в жизнь программы «Европейский союз - субъект глобализации»(«Шюп européenne est acteur global» (2007-2013 г.г.)) было выделено 49 млрд. евро. Это позволило ЕС открыть финансирование следующих культурных программ: - программа «Расширение», программа «Соседство» и программа «Развитие».

Несомненно, осуществление внешней культурной политики ЕС через реализацию программы «Европейский союз - субъект глобализации» имеет большое значение для развития европейской культуры, которая во всем своем разнообразии является частью мирового культурного наследия. Осознание этого факта, в свою очередь, порождает у жителей ЕС гордость за причастность к европейскому культурному пространству и европейской идентичности.

Проанализировав культурные программы Европейского Союза, описанные в данном параграфе диссертационного исследования, можно сформулировать основные задачи, успешно реализуемые в этих программах, разделив их на пять основных групп:

1) предоставление культурной политике роли ключевого компонента стратегии развития ЕС;

2) поощрение творчества и участия граждан в культурной жизни;

3) защита, сохранение и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия и поддержка культурной индустрии;

4) развитие культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества;

5) предоставление дополнительных человеческих и финансовых ресурсов для реализации культурной политики ЕС.

В контексте решения стратегических и тактических задач европейской культурной политики рассматривается и определяется такое понятие как актор культурной политики. В зависимости от их функций и от официального статуса, а также подотчетности организациям Европейской комиссии и Совету Европы акторы культурной политики в диссертации делятся на формальные («послы» культуры) и неформальные («Площадка конструктивного диалога» и центры политического анализа).

В третьем параграфе «Модель современной культурной политики Европейского Союза» составлены типологические и функциональные модели современной культурной политики ЕС.

Проанализировав особенности существующих в науке типологий моделей культурной политики (модели культурной политики, предложенные А.Визандом, А. Молем, М. Драгечевич-Шешич), определим специфику той модели культурной политики, которая функционирует в ЕС.

В соответствии с классификацией А. Визанда, культурная политика Европейского Союза относится к модели, основанной на идее общественной поддержки культуры, так как полностью соответствует ее критериям (приоритет институтам культуры, финансирование из государственного бюджета, государственный способ регулирования и т.п.).

С точки зрения, что культурная интеграция является необходимым условием успешной экономической деятельности (как было показано в главе 1), модель современной европейской культурной политики может быть отнесена к рыночно ориентированным моделям. Однако, не рынок регулирует проведение культурной политики, а институты власти, к тому же сама политика ориентирована прежде всего на создание европейской культурной идентичности, и лишь во вторую очередь на экономическое строительство.

По типологии, предложенной М Драгичевич-Шешич, культурная политика ЕС укладывается в рамки, как минимум, двух моделей: либеральной и бюрократической. Либеральной культурная политика ЕС может быть признана на том основании, что она ориентирована на рынок культурных товаров и услуг. Культурную политику ЕС можно считать и просветительской, или бюрократической, поскольку в ее реализации доминирует участие институтов власти ЕС. А, учитывая тот факт, что в состав ЕС входят государства, бывшие некогда членами социалистического лагеря, культурная политика ЕС обладает признаками модели переходного периода.

Если рассматривать культурную политику ЕС в системе отсчета, разработанной в свое время А. Молем, то также не представляется возможным отнести ее к какому-либо одному из типов. Модель современной культурной политики ЕС может быть отнесена к разряду статических на том основании, что основывается на сохранении всего разнообразия культурного наследия народов Европы, включая и институты культуры. По специфике своей стратегии и тактике культурная политика ЕС соответствует демагогической и эклектической моделям.

Нацеленность культурной политики ЕС на дальнейшее развитие и движение по пути интеграции, на совершенствование деятельности субъектов культурны, на структурные

изменения в системе управления объектами культуры свидетельствует о ее динамическом и прогрессивном характере.

Таким образом, модель культурной политики ЕС преимущественно основывается на принципах общественной поддержки, по своим источникам сочетает в себе признаки либеральной, бюрократической моделей и модели переходного периода. Целенаправленность культурной политики ЕС позволяет выделить в ней ряд свойств социостатических моделей как демагогического, так и эклектического характера, а также причислить ее к составу прогрессивных динамических моделей с элементами консерватизма.

Необходимо также отметить, что приведенные выше модели культурной политики носят скорее типологический характер и не отражают ее функциональной структуры. Основываясь на материале, представленном в предыдущих разделах данной главы, сделаем попытку продемонстрировать свое видение функциональной модели современной культурной политики ЕС.

Данная схема позволяет показать, что культурная полтика ЕС, как, впрочем, и любого другого сообщества, характеризуется наличием в ее структуре определенных стратегии и тактики, отражающих, соответственно целевую установку и задачи культурной деятельности. Стратегия культурной политики находит воплощение в организационных и политических видах деятельности. Тактика культурной политики занимает свое место среди мер внешней и внутренней политики сообщества.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы.

Программа культурной интеграции представляет собой нелинейную схему деятельности, т.к. предусматривает организацию взаимодействий субъектов различных сфер общеевропейского бытия: политической, экономической и социальной, - и, вместе с тем, выступает как объединительная и движущая сила политической, правовой, экономической и социальной интеграции. Примером могут служить те направления сотрудничества, которые определены Европейской комиссией: образование и культура, молодежь и культура, аудиовизуальные средства и культура, малые и средние предприятия и культура, активная гражданская позиция и культура, занятость и культура, региональное развитие и культура, туризм и культура, помощь в социальном и экономическом развитии и культура.

Культурная интеграция выступает в единстве своих «естественных» и «искусственных форм». Естественной формой культурной интеграции в Европе являются

исторически сложившиеся отношения субъектов культуры, которые воздействуют на общее культурное наследие, существующее в единстве и разнообразии. Необходимость в разработке искусственных форм культурной стратегии была вызвана осознанием Европейским сообществом нестабильности в идеологической (деление на два лагеря), национальной, политической, экономической и социальной сферах и необходимости в дальнейшем самоопределении и интеграции единичностей (отдельных государств) в целое (союз).

Было также установлено, что осуществление культурной политики, направленной на сохранение и обеспечение всеобщей доступности культурного наследия, рассматривается в ЕС как условие повышения эффективности процесса социально-экономической интеграции.

Общность культуры была осознана как основание всех интеграционных процессов. Она позволяет проводить политику национального и наднационального сплочения общества сначала вокруг культурного наследия, затем для решения проблем национального, политического, экономического и социального характера, превращая общество в главный неформальный субъект строительства общего европейского пространства.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/kulturnaya-integratsiya-kak-osnovnaya-strategiya-kulturnoy-politiki-evropeyskogo-soyuza#ixzz3RMErcVKs


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: