Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

- доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;

- доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

- доля малого бизнеса в экспорте продукции;

- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

- доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

- доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

- развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обесᴨȇчения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

- мелкие фирмы могут быстрее и дешевле ᴨȇревооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

- развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной стеᴨȇни решить или смягчить проблему безработицы;

- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реаᴦᴎҏует на спрос потребителей;

- в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этаᴨȇ, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

- снижения уровня безработицы;

- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

- улучшение качества обслуживания;

- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей стеᴨȇни заинтересованы в обесᴨȇчении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Формы предпринимательства тесно связаны между собой, поэтому было бы неверно пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе. Вместе с тем малый бизнес обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого бизнеса? Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней. Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития. К преимуществам малых предприятий можно отнести: дух инициативы и динамизма, свободу действий; гибкость, способность к оперативной перестройке производства; специализацию; приближение производства к потребителю; более высокую оборачиваемость капитала; возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.); преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). Именно их реализация обусловила возрастание роли малого бизнеса на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка. Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие: стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях; быстрое моральное устаревание технологий; резкое усиление технологической конкуренции и др. К социальным факторам, вызвавшим в последние годы бурное развитие малого бизнеса, следует отнести: изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи); неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур; формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др. Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого бизнеса: усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения; радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса; появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов; возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала; государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др. Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого бизнеса: небольшой «запас прочности»; проблемы финансирования; повышенный риск; высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность. Но особенности малого бизнеса обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: