Собственность один из основных институтов рыночной экономики

Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношений, характеризующая возможность и право обладания объектом собственности. Объект собственности – это пассивная сторона отношений (земля, имущество, информация и т. п.)

Система отношений собственности включает в себя два слоя отношений:

1. Субъектно-объектные отношения, т.е. имущественные отношения собственника к «своей вещи» - Присвоение. С позиции права присвоение включает любое приобретение благ путем дарения, наследования, осуществления сделок или операций. Экономическая наука рассматривая присвоение как общественный способ овладения вещью в процессе экономических взаимодействий между людьми.

Присвоение непосредственно связано с противоположным явлением – отчуждением.

2.Субъектно-субъектные отношения, т.е. отношения между субъектами собственности по поводу, возможного перераспределения функций собственника на ранее созданный объект собственности - Отчуждение – это процесс перехода определенного предмета (земля, товар, капитал) в собственность одного лица и его отчуждение от другого, лишение последнего возможности использовать этот предмет в производстве или потреблении. Приобретение блага одним участником предполагает отчуждение или утрату этого блага другим.

Процесс «присвоения-отчуждения» обычно осуществляется в виде встречного движения благ. Если движение одного блага эквивалентно встречному движению другого блага, то оно принимает форму обмена. Если встречное движение является неэквивалентным или односторонним, то оно принимает форму безвозмездного или частично безвозмездного отчуждения.

Связь между объектами и субъектами представлена отношениями владения, пользования, распоряжения.

Государство в рыночной экономике. Роль государства в рыночной экономике может быть объяснена наличием ряда политических и социальных причин. Однако более важен тот факт, что рыночный механизм самостоятельно не может выполнять все экономические функции. В рыночной системе роль государства ограничена: государство не берёт на себя функции управления всеми субъектами экономики, в противном случае разрушается рыночный механизм саморегуляции – главное преимущество этой системы.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явление, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует спрос на товары, инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки, обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

Регулирование государством экономической жизни осуществляется двумя путями: административным и экономическим. Административное - установление государством обязательных норм поведения для других субъектов экономики. Экономическое вмешательство создаёт экономические предпосылки для развития рыночных процессов в желательном направлении и антистимулы – для развития этих процессов в неблагоприятную сторону (налоги, сокращаются частные доходы и которые, следовательно, влияют на расходы фирм и населения; расходование государственных средств: в форме закупок, которые побуждают частные фирмы производить соответствующие товары или услуги.

22.2 Бухгалтерский учет оборотных активов. Учётная политика организации в части оборотных активов. Раскрытие информации об оборотных активах в бухгалтерской отчётности. Особенности раскрытия информации с учетом требований МСФО.

Оборотные активы – это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год). Многие оборотные активы используются одномоментно при отпуске их в производство (например, сырье и материалы).

Оборотные активы являются одной из двух групп активов организации (вторая – внеоборотные активы – ОС, немат. активы). Второй раздел Актива бухгалтерского баланса имеет название "Оборотные активы" содержит сведения об оборотных активах (текущих активов)

В соответствии с формой бух.баланса, выделяют следующие оборотные активы: 1) Запасы;2) НДС по приобретенным ценностям;3) Дебиторская задолженность;4) финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);5)Денежные средства и денежные эквиваленты;6) Прочие активы, удовлетворяющие признакам оборотных активов.

Дебиторская задолженность и финансовые вложения относятся к оборотным активам только в том случае, если срок их погашения менее 1 года, либо срок превышает 1 год, но организация уверена в высокой ликвидности данных активов, способности быстро и без потерь обратить их в денежную форму (т. е. продать).

1.Статья "Запасы " - указывается общая сумма запасов организации на отчетную дату, включают в себя: сырье, материалы; готовую продукцию (предназначенный для продажи конечный результат производственного цикла); товары (приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи); незавершен. Производство ( фактическая себестоимость продукции, не прошедшей всех стадий производства, предусмотренных технологическим процессом); расходы на продажу.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. В учетной политике должны быть отражены выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции, выбор способа (метода) оценки из­расходованных МПЗ. Используют ме­тоды оценки запасов по: себестоимости каждой единицы; средней себестоимости, определяемой по окончании каждого ме­сяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдель­ным видам ресурсов; себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО); себестоимости последних по времени закупок партий материаль­ных ресурсов (метод ЛИФО).

В международной практике помимо вышеназванных используют следующие способы (методы): ХИФО; ЛОФО; перманентной переоценки; по твердым ценам; по ценам концерна; по ценам приобретения; по ценам дня; по учетным ценам.

МСФО № 2 «Запасы» в отчетности раскрывается следующая информация: 1) учетная политика оценки запасов; 2) текущая стоимость по видам с выделением текущей стоимости запасов, отраженных по чистой стоимости реализации; 3) текущая стоимость запасов, являющихся обеспечением обязательств; 4) в бухгалтерском балансе запасы должны быть отражены в составе оборотных активов сразу после дебиторской задолженности;

5) в отчете о прибылях и убытках – информация о методе оценки запасов, принципах бухгалтерского учета.

2. Статья " НДС по приобретенным ценностям" - отражает сумму НДС по приобретенным МПЗ, нематериальным активам, осуществленным капитальным вложениям, работам и услугам, которая подлежит отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшение суммы налога для перечисления в бюджет или на соответствующие источники ее покрытия (дебетового сальдо по сч. 19 НДС). Организации, занимающиеся производством товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом, должны предусмотреть в учётной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счёт предстоящих поставок товаров. Этот момент может признаваться как общим по всем операциям, так и раздельным (индивидуальным). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учётной политике одну из предлагаемых дат - либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. При этом в тексте учётной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким - на дату оплаты. В учётной политике с раздельным учётом НДС отражается информация о порядке ведения раздельного учёта по НДС, факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), а также операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).

3.Статья " Дебиторская задолженность " - представляет собой приведенные в активе (по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо) бухгалтерского баланса в развернутом виде данные расчетов организации с другими юридическими и физическими лицами (данные, представленные в пассиве - остатки по счетам с кредитовым сальдо, т.е. кредиторская задолженность). В отечественном законодательстве в примечаниях к финансовой отчетности приводится следующая информация: 1 Перечень дебиторов и суммы долгосрочной дебиторской задолженности; 2 Состав и суммы статьи баланса «Прочая дебиторская задолженность"; 3 Сумма текущей дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги в разрезе ее классификации по срокам непогашения; 4 Остаток резерва сомнительных долгов. В соответствии с МСФО дебиторская задолженность отражается в отчетности за вычетом резерва безнадежных и сомнительных долгов.

4.В статье " Финансовые вложения" - отражаются краткосрочные займы, предоставляемые организациям на срок не менее 12 месяцев, инвестиции в ценные бумаги других организаций, в государственные ценные бумаги. Информация, которую следует раскрывать в отчетности:- стоимость ценных бумаг, обращающихся на рынке, и стоимость прочих финансовых вложений; - суммы переоценки финансовых вложений; - суммы доходов в виде дисконтов по долговым ценным бумагам; - стоимость и виды финансовых вложений, переданных (но не проданных) другим лицам; - дисконтированная стоимость долговых ценных бумаг и предоставленных займов (приводится в примечаниях к отчетности)

5. По статье " Денежные средства " проставляется остаток денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в кредитных организациях, а также сумма переводов в пути. Следует отметить, что остаток по 50 счету в части денежных документов, учтенных на данном счете, должен быть представлен в статье "Прочие оборотные активы", так как денежные документы нельзя отождествлять с денежными средствами. Для организаций в наибольшей мере характеризует имеющиеся денежные средства сальдо счета 51 "Расчетный счет. В отчете о движении денежных средств организация раскрывает состав денежных средств и денежных эквивалентов и представляет увязку сумм с соответствующими статьями бухгалтерского баланса.

6. По статье " Прочие оборотные активы " отражаются суммы оборотных активов, не нашедшие отражения по другим статьям второго раздела баланса

МСФО. Согласно, Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

Предприятие должно представлять в своем отчете о финансовом положении краткосрочные и долгосрочные активы, а также краткосрочные и долгосрочные обязательства в качестве отдельных классов.

Предприятие должно классифицировать актив как краткосрочный, если он удовлетворяет любому из перечисленных ниже критериев:

(a) его предполагается реализовать или он предназначен для продажи или потребления в рамках обычного операционного цикла предприятия; (Операционный цикл предприятия представляет собой период времени с момента приобретения активов для обработки и до момента их обмена на денежные средства или эквиваленты денежных средств. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев)

(b) оно предназначено в основном для целей торговли; (с) актив представляет собой денежные средства или их эквиваленты, если только не существует ограничения на его обмен или использование для погашения обязательств в течение как минимум двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.

Предприятие должно классифицировать все прочие активы как долгосрочные.

В настоящем стандарте термин "долгосрочные" используется в отношении материальных, нематериальных и финансовых активов долгосрочного характера. Стандарт не запрещает использовать альтернативные обозначения при условии, что их смысл понятен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: