В.1. Виды и содержание боевых развертываний

Билет №1

По прибытии подразделения на по­жар одновременно с разведкой произ­водится боевое развертывание, т. е. приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения бое­вой задачи.

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание состоит из следующих этапов: подготовки к раз­вертыванию, предварительного раз­вертывания и полного развертывания. Выполнение того или иного этапа зависит от полноты сведений об обста­новке на пожаре и решающего направ­ления в действиях подразделений. Принятый этап боевого развертыва­ния должен соответствовать резуль­татам оценки обстановки на пожаре на данный момент времени и выпол­няться рациональным и экономичным способом. Полное боевое развертыва­ние предусматривает прокладку ру­кавных линий для подачи огнетушащего средства к месту пожара и выход ствольщиков на боевые позиции.

Каждый этап боевого развертыва­ния регламентирован БУПО.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

1. установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

2. открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

3. присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП. Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП. При предварительном боевом развертывании:

1. выполняют действия, предусмотренные подготовкой к боевому развертыванию;

2. прокладывают магистральные рукавные линии;

3. устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

Полное боевое развертывание на месте вызова(пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ. При полном боевом развертывании:

1. выполняют действия, предусмотренные предварительным боевым развертыванием;

2. определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

3. заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

В.2. Г - 600, принцип действия, ТТХ, схемы использования.
Лестница - палка, устройство, порядок применения, испытание.

Гидроэлеватор (далее – Г-600) пожарный, модернизированный предназначен для комплектации пожарных автомобилей и применяется для отбора воды из водоисточников с уровнем воды, превышающим геометрическую высоту всасывания пожарных насосов и открытых водоисточников с заболоченными берегами, к которым пожарные автомобили и мотопомпы могут подъехать не ближе, чем на 7 м.

Г-600 можно использовать как эжектор для удаления из помещений воды, пролитой при пожаротушении.

1. сопло;

2. диффузор;

3. головка соединительная ГМН-80;

4. обечайка;

5. сетка;

6. кольцо уплотнительное;

7. головка соединительная ГМН-70;

8. колено.

Г-600 состоит из следующих основных частей: сопла, диффузора, головок соединительных (ГМН-80 и ГМН-70), обечайки, сетки, кольца уплотнительного и колена.

Диффузор имеет комбинированную камеру смешивания, состоящую из конфузорного и цилиндрического участков, четыре ребра жесткости и прилив в виде кронштейна, который вместе с другим приливом в нижней части диффузора и кронштейном на колене служит для опоры при установке гидроэлеватора на плоскость.

Нижняя часть диффузора выполнена в виде цилиндра внутри, которого при помощи обечайки и заклепок крепится сетка.

Диффузор имеет фланец для присоединения колена. Во фланце выполнена расточка для крепления сопла, представляющего собой конический насадок, имеющий на выходе цилиндрический участок длиной 6 мм.

Уплотнительное кольцо уплотняет одновременно сопряженные плоскости трех деталей, диффузора, колена и сопла.

Струя воды от насоса подводится к колену и, выходя из сопла, создает в камере смешивания диффузора разрежение, в результате которого в камеру поступает определенное количество воды через сетку - эжектируемой расход. Подаваемая от насоса и эжектируемая вода смешивается и из гидроэлеватора поступает в цистерну

Из цистерны вода отбирается насосом. Часть ее вновь направляется в гидроэлеватор, а другая часть может быть использована для целей пожаротушения.

Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в год и после ремонта. На каждом гидроэлеваторе, на видном месте должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:

а) инвентарный номер;

б) дата проведенного испытания;

в) номер пожарной части;

Маркировка должна сохраняться в течение всего срока службы Г-600. Нанесение инвентарного номера на металлический корпус гидроэлеватора производится путем кернения или гравировки. Допускается нанесение даты испытания, номера пожарной части краской. Нанесение инвентарного номера на металлический корпус водосборника стирающимися, выцветающими средствами (маркер, фломастер) запрещается.

Технические характеристики:

Наименование параметра Значение
Производительность, л/мин, не менее  
Расход воды при давлении перед гидроэлеватором 0,8 МПа (8 кгс/см2), л/мин, не более  
Давление перед гидроэлеватором, МПа (кгс/см2) 0,2—1,0 (2,0—10,0)
Давление за гидроэлеватором (при указанной производительности), МПа (кгс/см2), не менее 0,17 (1,7)
Наименьшая высота слоя воды, эжектируемой Г-600, мм  
Габаритные размеры, мм, не более:  
длина L  
ширина В  
высота Н  
Масса, кг, не более 5,1

Г-600 подвергают испытаниям в следующем порядке:

а) внешний осмотр;

Поверхности литых деталей не должны иметь трещин, посторонних включений и других дефектов, влияющих на прочность и герметичность водосборников и ухудшающих их внешний вид.

На поверхностях литых деталей допускаются отдельные раковины глубиной не более 25% от толщины стенки детали, наибольший размер которых не превышает 3 мм для наружных поверхностей.

На внутренних поверхностях сопла и диффузора Г-600 раковины не допускаются. Заливы, наросты, литники должны быть зачищены заподлицо с поверхностью отливок. Решетка должна быть изготовлена из проволочной сетки с номинальным размером ячейки в свету 5 мм. Проволока сетки диаметром 1,2 мм — из высоколегированной стали.

б) проверка прочности и герметичности корпуса Г-600;

Проверку на прочность и герметичность Г-600 проводят на стенде в течение 2 мин при заглушенных отверстиях диффузора (входного и со стороны решетки). Г-600 должен выдерживать гидравлическое давление 1,5МПа (15кгс/см2). При этом не допускается появление следов воды (в виде капель) на наружных поверхностях деталей и в местах соединений. При отсутствии стенда гидравлического испытания проверку производить визуально.

в) проверка работоспособности Г-600;

Проверку работоспособности Г-600 рекомендуется проводить на открытых водоемах. Соедините между собой обе половины всасывающего рукава, которым комплектуется пожарная автоцистерна, и присоедините один конец его к всасывающему патрубку насоса.

Опустите второй конец всасывающего рукава через люк в цистерну, предварительно наполненную водой.

Присоедините к одному из напорных патрубков насоса напорный рукав Æ 66 мм.

Присоедините к колену Г-600 свободный конец рукава.

Присоедините второй напорный прорезиненный рукав Æ 77 мм одним концом к диффузору Г-600, а другой конец его соедините с жестким рукавом для работы автоцистерны от гидранта. Опустите свободный конец этого рукава в цистерну через люк.

Опустите гидроэлеватор с присоединенными рукавами в водоем, из которого будет производиться отбор воды, на максимально возможную глубину, но, не допуская касания сетки гидроэлеватора с поверхностью дна водоема.

Присоедините ко второму напорному патрубку насоса напорный рукав Æ 66 мм (или Æ 77 мм), к свободному концу которого подсоедините ручной ствол РС-70 или через трехходовое разветвление три ствола РС-50.

Произведите после сборки гидроэлеваторной системы (см. рис. 1) пуск ее в работу, для чего запустите насос аналогично его запуску при заборе воды из открытых водоемов.

Откройте (по возможности быстро) задвижку, при достижении необходимого давления воды в насосе.

Откройте задвижку после того, как по напорному рукаву присоединенному к диффузору Г-600, начнет поступать вода и цистерна наполнится. При этом вода начнет поступать к стволу. Производите в дальнейшем задвижкой регулировку расхода воды, подаваемой на ствол с тем, чтобы он ее превышал величину эжектируемого расхода, так как в противном случае цистерна начнет опорожняться и произойдет срыв работы гидроэлеваторной системы. Г-600 должен обеспечить бесперебойную работу одного ствола с насадкой диаметром 19 мм (РС-70) или трех стволов с насадкой диаметром 13 мм (РС-50).

Учитывайте потери напора на длине линий свыше 20 м. В случае, когда длина напорных линий превышает 20 м, эти потери напора на один напорный прорезиненный рукав (20 м) составляют:

при расходе 600 л/мин - 0,7 кгс/см2;

при расходе 480 л/мин - 0,5 кгс/см2;

при расходе 360 л/мин - 0,35 кгс/см2;

при расходе 240 л/мин - 0,2 кгс/см2.

Учитывайте при решении вопроса о длине рукавных линий то обстоятельство, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

Так, при погружении под уровень на 5 м, номинальная производительность увеличивается до 780 л/мин.

Пользуйтесь этим обстоятельством при заборе воды из глубоких водоемов.

Схема гидроэлеваторной системы.

Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ и оформляются актом (для рукавных водосборников необязательно), который должны содержать:

а) дату испытаний;

б) инвентарный номер обозначение Г-600 подвергнутого испытанию;

в) порядок испытания;

г) перечень нормативных документов, на основании которых проводились испытания;

д) результаты испытаний.

Наиболее распространены схемы подключения гид­роэлеватора к автоцистерне при заборе воды из водо­источника с использованием всасывающего рукава, стационарного трубопровода и водосборника: Схема с использованием всасывающего рукава применяется при значительных расходах воды на пожар. Из цистерны вода через всасывающий рукав забирается насосом и рабочая часть ее через напорный патрубок подается к гидроэлеватору, от ко­торого вместе с эжектируемой водой поступает вновь в цистерну. Эжектируемая часть воды направляется через второй патрубок насоса в очаг пожара. Степенью открытия вентиля на этом патрубке регулируется рас­ход воды на пожар при постоянном контроле ее уровня в цистерне. Если он падает, то на тушение пожара отбирается количество воды, превышающее количество эжектируемой жидкости.

Гидроэлеватор Г-600 обеспечивает работу одного ствола со спрыском диаметром 19 мм или трех стволов со спрыском диаметром 13 мм.

При незначительных расходах воды на пожар вода из цистерны подается через трубопровод, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного на­соса. При работе цистерна используется как промежуточная емкость, которая обеспечивает устойчивую работу гидроэлеваторных систем.

При значительных расходах воды на пожар водо­сборник устанавливают на всасывающий патрубок на­соса и используют цистерны только на период запуска гидроэлеваторной системы. Перед пуском системы зажимают рукавную линию у водосборника, а при поступлении воды к нему освобождают ее. Для устойчивой работы гидроэлеваторной системы необхо­димо во всасывающей полости центробежного насоса поддерживать давление не менее 50 кПа.

При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду при этом сливают в канализацию. Для увеличения подачи воды на пожар параллельно под­ключают гидроэлеваторы с помощью разветвления и рукавных линий. Гидроэлеваторы включают в работу последовательно.

Для определения возможности запуска гидроэлева­торных систем следует сравнить запас воды в автоцис­терне, к которой присоединены гидроэлеваторные системы, с количеством воды, необходимым для ее за­пуска:

V = 2 (Vп + Vот),

где V — запас воды в цистерне автомобиля; Vп—объем воды в подводящей рукавной линии; Vот — объем воды в отводящей ру­кавной линии (вместимость рукава длиной 20 м и диаметрам 66 мм 140 л, а диаметром 77 мм —190 л); 2 — коэффициент запаса воды.

При эксплуатации гидроэлеваторных систем могут возникнуть неисправности, вызывающие срыв работы систем в целом или уменьшение эжектируемого расхода воды. Наиболее -распространенными причинами этого являются: заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки насоса для подачи воды на пожар, недостаточное рабочее давление на насосе, превышение расхода воды на пожар над эжектируемым расходом, засорение всасывающей сетки, превышение предельной высоты

 
 

Лестница-палка.

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий, проведения спасательных работ, а также для переноски ПТВ и пострадавших.

В сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.

Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка;

7-наконечник; 8-металлическая накладка

Техническая характеристика:

Длина лестницы, мм:  
сложенной  
развернутой  
Сечение сложенной лестницы, мм 105х68
Расстояние между тетивами, мм  
Шаг между ступенями, мм  
Масса, кг, не более 10,5

Лестницу- палку подвергают испытаниям в следующем порядке:

а) внешний осмотр:

Лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

б) проверка на прочность тетив и ступенек;

Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин.

Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин. При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. Проверку усилия необходимого для раскладывания лестницы, проводят в следующем порядке: закрепляют лестницу за одну из тетив так, чтобы ступеньки были в горизонтальной плоскости; к незакрепленной тетиве в ее середине плавно без рывков прилагают усилие, перпендикулярно к тетиве в плоскости ступенек.
В.З.Сдача контрольных нормативов.

В.4. Требования безопасности при несении караульной службы:

- обязанности личного состава при заступлении на боевое дежурство;

При несении караульной службы личный состав ГПС обязан знать и выполнять требования настоящих Правил. Приказ №323.

Порядок организации и несения караульной службы определяется Уставом службы пожарной охраны, принятым в установленном порядке.

При заступлении на боевое дежурство начальник караула обязан обеспечить проверку наличия и состояния:

- боевой одежды пожарных (далее - боевая одежда) и снаряжения;

- средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее – СИЗОД);

- пожарной техники и ПТВ;

- аптечек первой помощи на пожарных автомобилях и в пожарной части;

- уплотнений ворот гаража (в холодное время) и исправность их замыкателей.

Кроме того, проверяется отсутствие препятствий на путях движения личного состава караула по сигналу тревоги.

При заступлении на боевое дежурство начальником караула проводится выборочная проверка знания личным составом караула, в том числе постовыми и дозорными, настоящих Правил.

При смене караула пожарные автомобили и ПТВ в установленном порядке принимаются заступающим на боевое дежурство личным составом ГПС.

Основные положения по эксплуатации пожарной техники, находящейся на вооружении в подразделениях ГПС, определяются Наставлением по технической службе ГПС (далее - Наставление по технической службе), принятым в установленном порядке.

При смене караула запуск двигателей может производиться только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

Уход за пожарными автомобилями и ПТВ осуществляется ежедневно личным составом ГПС в установленное распорядком дня время. Исправность ПТВ и снаряжения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (ручные пожарные лестницы, спасательные веревки, пожарные пояса и поясные карабины пожарные), проверяется при заступлении на боевое дежурство лично командиром отделения.

При несении службы на постах и в дозорах на охраняемых предприятиях личный состав ГПС обязан строго соблюдать объектовые, а также цеховые правила по охране труда и производственной санитарии.

В помещениях подразделений ГПС запрещается:

- устанавливать инвентарь и оборудование на площадках и маршах лестничных клеток, вблизи спусковых столбов и дверных проемов;

- застилать коврами, дорожками и т.п. полы в караульном помещении, учебном классе, гараже и на путях движения личного состава по сигналу тревоги;

- курение в не установленных и не оборудованных для этой цели местах.

Билет №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: