39.1.Психологическая сущность программированного обучения 558
39.2.Сущность и организация проблемного обучения 561
39.3.Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова 566
39.4.Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных
действий........................................................... 569
39.5.Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях
в обучении...................................................... 579
Контрольные вопросы.......................................... 582
Тестовые задания.................................................. 582
Глава 40. Психологические вопросы контроля и оценки
результативности учебного процесса............... 584
40.1.Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования 584
40.2.Психологические вопросы педагогической отметки и оценки 587
Контрольные вопросы.......................................... 593
Тестовые задания.............................................593
.595.595 |
Глава 41. Психология воспитания......
41.1. Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности
41.2.Основные направления, средства и принципы воспитания 599
41.3.Воспитание как путь к сознанию и смыслу. 607
|
|
41.4.Представления о просоциальном и асоциальном поведении 609
Контрольные вопросы.......................................... 613
Тестовые задания..............................614
Глава 42. Психология труда педагога.............. 615
42.1.Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое
общение как важные составляющие педагогического труда 615
42.2.Профессионализм и компетентность педагога 622
42.3.Профессиограмма и индивидуальный психологический портрет
педагога........................................................... 626
Контрольные вопросы.......................................... 630
Тестовые задания.................................................. 630
Литература........................................................... 631
Словарь терминов.............................................. 633
Персоналии.......................................................... 646
Ответы к тестовым заданиям.............................659
Введение
Систематическое изучение психологии — неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Менялись программы и подходы, названия министерств и вузов, перестраивались концепции и стандарты, проходила и возвращалась «мода» на психологию. Но неизменным оставалось одно: в педвузах и других педагогических учреждениях психология так или иначе присутствовала и изучалась всегда, став одним из символов качества российского педагогического образования.
Российская психология прошла сложный путь от психологической пропаганды и просвещения педагогического сообщества до целостной системы психологического образования будущего учителя, до постановки и решения вопросов об обеспечении психолого-педагогической и психологической готовности студентов к учительскому, педагогическому, преподавательскому труду.
|
|
Образование человека не простое приращение его знаний и умений. Это обязательное изменение и развитие человеческой психики, результат психологической работы, порой весьма насыщенной и напряженной. А значит, для психологического обеспечения и поддержки образования человека требуется должная психологическая осведомленность, грамотность, профессионализм исполнителей.
Многие преподавательские недоработки и ученические ошибки происходят, к сожалению, по незнанию основ современной психологии, по причине недопустимого смешения научных и житейских понятий, являющихся, по сути, психологическими.
Упрощения до уровня искажений недопустимы ни для одной из наук, особенно это актуально для наук, связанных с человеком, в частности для психологии, поэтому хочется сразу настроить читателя на вдумчивую работу с представленным в учебнике материалом. Психологию вообще нельзя «зазубрить», ее как знание можно только понять и принять или в чем-то отвергнуть. Но в любом случае работа с учебником предполагает размышления, неоднократное возвращение к прочитанному, обращение к первоисточникам.
Основное содержание и построение данного учебника соответствуют действующему Государственному образовательному стандарту, в разработке и корректировке которого авторский коллектив принимал активное участие. Согласно этому документу психология для педагогических вузов обязательно включает в себя четыре раздела: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию.
Учебник ориентирован на студентов педагогических вузов, т.е. на будущих учителей-предметников, для которых психологическое знание не является основным. Тем не менее он не мыслился как прагматически учительский, ведь школа не только дает предметное образование, но учит человека учиться, вводит его в реальную и чрезвычайно сложную жизнь, а не только в профессию химика, историка, музыканта и т.д.
Учитель, преподаватель — это самый массовый и очень авторитетный распространитель психологии в человеческом сообществе. Поэтому он несет определенную моральную ответственность перед окружающими за доброкачественность своих психолого-педагогических рекомендаций, воззрений и поступков.
По этим причинам в содержании материалов учебника имеется определенная «избыточность» психологической информации, отнесенной не только к учебно-воспитательному или образовательному процессу. Это позволит будущему педагогу уяснить идеи, концепции и методологию науки психологии, а в дальнейшем — самостоятельно приобретать психологические знания, уверенно использовать их в научной и педагогической работе.
Особенность данного издания и в том, что в одном переплете представлены все четыре раздела психологии, изучаемые в педвузе. Это удобно для пользователя, для усвоения материала.
Но отсюда возникают две объективные трудности. Во-первых, это разумная ограниченность объема учебника и соответствующая необходимость содержательных сокращений. Во-вторых, это опасность недостаточной понятийной «состыковки» разделов.
Думается, что авторский коллектив учебника с этими трудностями справился. Представленная в учебнике система психологических взглядов в целом не противоречива, хотя и включает в себя различные подходы и концепции. Но общими остаются замысел, понятийная система и единая методология, касающаяся прежде всего близкого для авторов понимания предмета научной психологии. Здесь сказались и общность образования, и долгие годы совместной преподавательской работы на общеуниверситетской кафедре психологии МПГУ — головного вуза отрасли, и предшествующие коллективные публикации.
|
|
Авторы стремились придать учебнику общеобразовательную психологическую ориентацию, руководствуясь тем, что психология как наука, как учебный предмет остается неизвестной широкому кругу. Ее не изучают в массовой школе, в большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений. В результате огромная масса людей остается психологически необразованной, а это может иметь серьезные негативные последствия как для профессиональной деятельности человека, так и для его реальной жизни.
К сожалению, многие распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии не только не ликвидируют психологической необразованности населения, но ведут, скорее, к обратному: к недопустимому искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское сообщество.
Мы полагаем, что современный учебник психологии для педвуза должен также решать задачу борьбы с массовой психологической неграмотностью, что по-особому актуально в условиях периодически обсуждаемой и все более реализуемой модернизации системы образования в России.
Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин не только в структуре педагогического образования, но и в системе общего гуманистического человекознания, обществознания. Любые знания и действия, общение и взаимодействие производит всегда реальный, живой человек, его неповторимая психика. Поэтому определенная психологическая культура нужна не только профессиональному учителю и воспитателю, но и каждой конкретной личности.
Авторы:
Асадуллина Ф.Г. — канд. психолог, наук, гл. 19, 21—25;
Калинова О.В. — канд. психолог, наук, гл. 26, 27, 30, 31, 33;
Маркова А.К. — д-р психолог, наук, проф., гл. 42;
Молчанова О.Н. — канд. психолог, наук, гл. 6, 28, 29, 32, 34—37;
Орешкина Н.А. — ст. преп., гл. 20;
Сосновский Б.А — д-р психолог, наук, проф., введение, гл. 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12, 17, 38, 39 (39.4), 40;
Телегина Э.Д. — д-р психолог, наук, проф., гл. 3, 8, 11, 13—16, 18, 39(39.1,39.2, 39.3, 39.5), 41.
Раздел 1
|
|
Общая психология