Мышление как решение задач

Окружающая действительность содержит бесконечное число объектов, имеющих сложную внутреннюю структуру и взаимосвя­занных между собой. Человек постоянно сталкивается е тем, что ему еще неизвестно, им не познано и требует работы мышления. Перед человеком встает познавательная цель, которую он не может достичь непосредственно на уровне чувственного познания или опи­раясь на собственный прошлый опыт. Возникает проблемная ситу­ация, задача. А.Н. Леонтьев определил задачу как цель, данную в конкретных условиях. Условия, при которых достижение цели пре­вращается в задачу для субъекта, характеризуются тем, что они создают преграды, препятствуют достижению цели. Наличие зада­чи представляет собой объективное условие возникновения мыш­ления.

Например, человек не может воспользоваться своим автомоби­лем ввиду его поломки. Осмотр автомобиля причину неисправнос­ти не выявляет. Использование ранее применявшихся способов починки также не приносит успеха. Чтобы устранить дефект, чело­веку нужно решить задачу. Основными составляющими задачи являются: цель, сформулированная в виде требования или вопроса; условия, в которых она дана, и искомое (неизвестное). В приведен­ном примере цель состоит в том, чтобы определить причину неис­правности; условия (известное)— совокупность технических па­раметров, обеспечивающих работу автомобиля и нарушение неко­торого звена; искомое формулируется в виде вопроса: «какое звено нарушено?». Между целью, условиями и искомым существуют оп­ределенные связи и зависимости, которые и должны быть найдены и раскрыты.

Составляющие задачи могут иметь серьезные отличия, которые будут определять ее характер и трудность решения. Так, цель мо­жет быть поставлена перед человеком кем-то другим или сформулирована им самостоятельно; условия могут различаться по полно­те и степени противоречивости; требования — по степени опреде­ленности. Задачи возникают в различных видах деятельности: про­изводственной, игровой, учебной. В учебной деятельности задачи часто создаются преднамеренно, способ их решения и результат известны учителю, но неизвестны учащимся и должны быть ими решены. В жизни человеку приходится решать самые разные, в том числе профессиональные, задачи.

Психологические исследования показали, что процесс решения задач имеет сложную структуру, включающую различные этапы, звенья и действия, осуществляемые на разных уровнях — осозна­ваемом и неосознаваемом.

Выделяется четыре основных этапа процесса решения задачи. На первом изучаются условия, препятствующие достижению цели, выявляются скрытые свойства объекта и неизвестные связи, дела­ются новые обобщения. С.Л. Рубинштейн описывал этот процесс как взаимодействие субъекта с объектом, «вычерпывание» из объекта нового содержания. На втором этапе составляется план и форми­руются предположения о возможном решении — гипотезы. В них отражаются подходы к решению задачи, его пробы, определенное предвосхищение результата. На третьем происходят оценка гипо­тез и выбор одной из них в качестве решения. На четвертом найденное решение сопоставляется с целью и с исходными данными. Если оно с ними не согласуется, мышление продолжается.

В реальном процессе мышления отдельные этапы могут быть пропущены или неоднократно повторяться, переплетаться и опере­жать друг друга. А.В. Брушлинский окрестил данную особенность человеческого мышления «специфической непрерывностью». Час­то человек находит решение задачи, но не может рассказать, как он это сделал. Ему кажется, что решение пришло внезапно, как озаре­ние, потому, что мыслительные действия в своей значительной час­ти человеком не осознаются. Данное явление, впервые описанное в психологии В. Келером, получило название «инсайт». Однако от­дельные компоненты умственных действий имеют внешнее выра­жение. Они проявляются, например, в движениях артикуляции, движениях глаз (при решении наглядных задач), в вегетативных реакциях, отражающих динамику интеллектуальных эмоций. Экс­периментальные исследования такого рода движений и реакций показали, что на неосознаваемом уровне устанавливается непо­средственная связь субъекта с объектом. Это делает возможным выявление скрытых свойств и отношений в проблемной ситуации. Под влиянием значимых мотивов активность мыслительного поиска повышается, увеличивается количество движений и устанавли­ваемых между элементами ситуации связей. По ходу мышления возникают интеллектуальные эмоции, выполняющие эвристические и оценочные функции, что приближает субъекта к нахождению ис­комого. Мышление как решение задач не сугубо логический ана­лиз ситуации, а сложный живой и многоуровневый процесс, регули­руемый мотивами и эмоциями человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: