Глава 8
эксплуатационные пакеры и якори
Пакеры применяют для разобщения пластов и изоляции эксплуатационной колонны труб от воздействия среды в процессе эксплуатации нефтяных, газовых, газоконденсатных и нагнетательных скважин, а также для проведения в них ремонтно-про- фнлактических работ.
Пакеры используют для проведения технологических операций по гидроразрыву, кислотной и термической обработке пласта, для выполнения изоляционных работ, гидропескоструйной перфорации, установки проволочных фильтров и клапанов-отсе-кателей, очистки забоев скважин, газлифтной эксплуатации и др. Их спускают в скважину на колонне подъемных труб. Проходное отверстие пакера должно позволять беспрепятственно спускать инструмент и оборудование для проведения необходимых операций освоения и эксплуатации скважин.
Пакер должен выдерживать максимальный перепад давления, действующего на него в экстремальных условиях (рабочее давление).
Различают пакера следующих типов:
ПВ — пакер, воспринимающий усилие от перепада давления, направленного вверх;
ПН — то же, направленного вниз;
ПД — то же, направленного как вниз, так и вверх.
Герметичное разобщение пространства эксплуатационной колонны обеспечивается подбором диаметра пакера в соответствии с внутренним диаметром эксплуатационной колонны труб, создающим оптимальный зазор между пакером и стенкой эксплуатационной колонны труб в соответствии с ОСТ 26-16-1615—81.
Для восприятия усилия от перепада давления, действующего на пакер в одном или двух направлениях, пакер должен иметь соответствующее заякоривающее устройство (якорь), наличие которого в шифре пакера обозначается буквой «Я». Якори в основном применяют с пакерамн типов ПВ и ПН.
По способу посадки пакеры подразделяют на гидравлические Г, механические М и гидромеханические ГМ.
В зависимости от среды, в которой применяют пакеры, предусматриваются следующие коррозионностойкие исполнения: Ki _ углекислотостойкое; К2 и КЗ — сероводородостойкое (содержание H2S и СО2 соответственно 6 и 25 %); Т —термостойкое.
Пакеры, способные воспринимать усилие от перепада давления, направленное как вниз, так и вверх, могут оставаться
в скважине и выполнять свои функции и без колонны подъемных труб, которую извлекают после посадки пакера. В этом случае для отсоединения колонны труб от пакера и повторного соединения ее с ним используют разъединители колонн типов РК, 1РК и ЗРК, которые устанавливают над пакером. В оставляемую с пакером часть разъединителя перед разъединением при помощи канатной техники устанавливают пробку, перекрывающую пласт, а извлекаемую часть разъединителя поднимают вместе с колонной подъемных труб. Для разъединения и соединения разъединителей колонн, а также спуска и извлечения пробок и приемных клапанов вместе с набором инструментов канатной техники используют толкатели типов Т и IT, спускной инструмент ИС, посадочный инструмент 1ИС, инструмент подъема замка ИПЗ и цанговый инструмент ИЦ.
Для подготовки стенок эксплуатационной колонны труб под посадку пакера и якоря с целью обеспечения их надежной работы применяют скважинные инструменты (скребки СК и колонный инструмент 2НК).
ПАКЕРЫ ТИПОВ ПН И ПД
Условное обозначение пакеров включает: буквенную часть, состоящую из обозначения типа пакера (ПВ, ПН, ПД), способа посадки и освобождения пакера (Г, М, ГМ) и наличия якорного устройства (буква Я); первая цифра после обозначения типа пакера — число проходов, цифра перед буквами — номер модели; первое число после букв — наружный диаметр пакера (в мм), второе число — рабочее давление (максимальный перепад давлений, воспринимаемый пакером); последние буква и цифра в обозначении — сероводородостойкое исполнение. Например, ПН-ЯМ-150-500; ПН-ЯГМ-118-210; 1ПД-ЯГ-136-500; ПД-Г-136-210К2.
Пакер типа ПН-ЯМ предназначен для разобщения пространств эксплуатационной колонны нефтяных и газовых скважин и защиты ее от воздействия пласта. Он состоит из уплотнитель-ного устройства, плашечного механизма и фиксатора типа бай-онетного замка. На ствол пакера свободно насажены конус и уплотнительные манжеты. Плашки входят в пазы плашкодер-жателя и в пакерах с наружным диаметром 118 и 136 мм прижимаются к конусу за счет усилия пружин плашкодержателя.
В остальных пакерах плашкодержатель фиксируется со стволом и цилиндром захватами.
Корпус фонаря соединен с замком, имеющим фигурный паз, в котором может перемещаться палец, связанный со стволом. Посадка пакера проводится путем приподъема труб на расстояние, необходимое для создания на пакер расчетной осевой
нагрузки, поворота его на 1,5— 2 оборота вправо и затем спуска труб вниз.
Благодаря трению башмаков о стенку эксплуатационной колонны обеспечивается неподвижность корпуса фонаря и плашек. Палец при повороте скользит по фигурному пазу и опускается вниз совместно со стволом.
Пакер ПН-ЯГМ (рис. 8.1 и табл. 8.1) предназначен для разобщения пространств эксплуатационных колонн нефтяных и газовых глубоких вертикальных и наклонных скважин.
Он состоит из уплотняющего, заяко-ривающего, клапанного устройств и гидропривода.
Для посадки пакера в подъемные трубы сбрасывается шарик и создается давление. Жидкость через отверстие а в стволе попадает под поршень. При давлении 10 МПа поршень толкает плашкодержатель, срезает винты, плашки надвигаются на конус и, упираясь в стенку эксплуатационной колонны, создают упор для сжатия уплотнитель-ных манжет. Под действием массы труб плашки внедряются в стенку эксплуатационной колонны, обеспечивая заякори-вание и герметичность разобщения. Проходное отверстие пакера открывается при увеличении давления до 21 МПа. При этом срезаются винты, и седло с шариком выпадает. При подъеме колонны труб пакер извлекают. При снятии осевой нагрузки освобождаются манжеты, и ствол, двигаясь вверх, тянет за собой конус, который освобождает плашки.
Пакеры 1ПД-ЯГ и 2ПД-ЯГ (рис. 8.2) предназначены для разобщения пространств эксплуатационной колонны труб и защиты ее от воздействия пласта в нефтяных и газовых скважинах.
Пакер состоит из верхнего и нижнего якорных устройств, уплотнения, гидроцилиндра и фиксатора. Посадка пакера осуществляется путем подачи давления
Рис. 8.2. Пакер типа ПД-ЯГ:
о, б — 1ПД-ЯГ с наружным диаметром 136, 140, 145 мм; а — 2ПД-ЯГ-185-210; / — корпус якоря; 2 — круглая плашка; 3 — манжета; 4 — ствол; S — шлипс; 6 — толкатель; 7 - цилиндр; 8 — поршень; 9 — захват; 10, 14, П и 19 — срезные винты; // — золотник; 12 — конус; 13 — плашка; 15 — плашкодержатель; 16 — седло; 18 — втулка фиксатора; отверстия а и б — для подачи жидкости при распакеровке
9 Заказ Ni
в колонну подъемных труб, причем предварительно проход па-кера перекрывается шариком, сбрасываемым на седло (см. рис. 8.2, а, в) или в конус в (см. рис. 8.2, б). Под действием давления в трубах плашки верхнего якоря выдвигаются наружу, заякориваясь на стенке эксплуатационной колонны.
§ 2. ПАКЕР МЕХАНИЧЕСКИЙ ПВМ
Пакер механический ПВМ применяют для уплотнения колонны насосно-компрессорных и бурильных труб в обсадной колонне скважины при проведении технологических операций по воздействию на призабойную зону. Пакер (рис. 8.3) состоит из ствола 3, шлипсодержателя 9, в радиальных пазах которого установлены шлипсы 8 с пружинами 11. Шлипсы удерживаются ограничителем 10 и крышкой 12. К шлипсодержателю крышка прикреплена болтами 14, в нее ввинчен фиксатор 13, входящий в направляющий паз на стволе. На ствол надеты конус 7, уп-лотнительная манжета 6, шайба 5, защитная манжета 4 и навинчена головка 1 с опорой 2. Защитная манжета пакера короче уплотнительной манжеты и имеет более высокую твердость. Нижняя резьба ствола защищена предохранительным кольцом 15.
Техническая характеристика пакеров
ПВМ-140-50 140 50 50 |
Тип.................................... ПВМ-122-50
Наружный диаметр, мм... 122
Диаметр проходного отвер
стия, мм................................... 48
Максимальный перепад дав
ления, МПа........................ 50
Присоединительная резьба, мм:
верхняя левая по
89 73 160 920 37,4 47,4 |
ГОСТ 631—75............................... 73
нижняя по ГОСТ 633—80 60
Максимальная температура
рабочей среды, °С.... 100
Габаритные размеры, мм:
диаметр.......................... 140
длина........................... 810
Масса, кг:
пакера................................................... 27
полного комплекта... 34
В скважину, предварительно проверенную и очищенную скребком, спускают на колонне труб пакер, при этом фиксатор удерживает шлипсодержатель в крайнем нижнем положении относительно ствола. При повороте колонны труб по часовой стрелке (2—3 оборота) фиксатор выходит в длинную прорезь паза на стволе, освобождая шлипсодержатель. При опускании колонны труб шлипсы под действием пружин прижимаются
9*
к стенке скважины и удерживаются на месте, и конус заклинивает их в обсадной трубе. Приложенная к пакеру нагрузка от веса колонны труб (от 7 до 12т) через головку и опору передается манжетам, которые деформируются и уплотняют пакер. При натяжении колонны труб манжета восстанавливает свою первоначальную форму, конус освобождает шлипсы, и пакер снимается с места.
ПАКЕР ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПВ-ЯГМ
Пакер с гидромеханическим способом посадки предназначен для защиты от высокого давления обсадной колонны, расположенной выше продуктивных пластов, в нагнетательных и добывающих скважинах.
Пакер (рис. 8.4) состоит из штока 5, к верхней части которого с помощью резьбы крепят головку /, а к нижней — корпус 16 клапанного узла. Хвостовики шлипсов 6 взаимодействуют с обоймой 7. Пазы для шлипсоз как в головке 1, так и в обойме 7 выполнены по форме «ласточкин хвост», что предотвращает выпадение шлипсов.
Детали 2, 3, 4, 6, 7 составляют центрирующий и фиксирующие узлы. Упор 10, цилиндрическая 11 и самоуплотняющаяся 13 манжеты, ограничительные втулки 12 и 14 образуют уплотни-тельный узел. Шлипсы 6, обойма 7, упор 10, манжеты 11, 13 и втулки 12 и 14 смонтированы на штоке 5 таким образом, чтобы иметь возможность перемещения к головке 5, причем на время спуска они фиксируются от перемещения стопорным 8 и запорным 9 кольцами. Самоустанавливающаяся манжета предохранена от повреждения во время спуска защитным кожухом 15.
Тарельчатый клапан 18 представляет собой пластину с радиусом изгиба, равным внутреннему размеру корпуса 16. Такое исполнение клапана позволило иметь при его открытии сквозной канал без сужения. Седло 19 клапана фиксируется в корпусе 16 штифтами 20 таким образом, что клапан находится в приоткрытом положении. Такое положение клапана позволяет при спуске проникать скважинкой жидкости в насосно-компрессор-ные трубы. Втулка 22 служит фиксатором клапана в нижнем его положении. Корпус клапана в нижней части соединяется с переводником 24.
Перед установкой пакера скважина должна быть прошабло-ннрована, кроме того в интервале установки пакера обсадную колонну необходимо зачистить от ржавчины, цементной корки или других отложений. Проверяют состояние затяжки резьбовых соединений, манжет, которые не должны иметь задиров, пузырей, трещин, посторонних включений. Защитный кожух 15 напрессовывают на самоуплотняющуюся манжету 13 с помощью инструмента И13М и фиксируют кольцом.
Перед спуском пакер навинчивают на колонну насосно-ком-прессорных труб с помощью резьбы на головке /. После спуска пакера на необходимую глубину проводят опрессовку насосно-компрессорных труб. Для этого в них под давлением подают жидкость, в результате чего закрывается клапан 18. Герметичность насосно-компрессорных труб определяется по интенсивности падения давления жидкости. Давление опрессовки не должно превышать 10 МПа. В дальнейшем при превышении давления жидкости срезаются штифты 20. Клапан 18 с седлом 19, преодолевая усилие пружины 23, перемещается вниз до соприкосновения с втулкой 22, при этом клапан открывает отверстие, связывающее канал пакера с внутренней полостью кожуха 15. Под действием давления жидкости кожух снимается с самоуплотняющейся манжеты 13, и обе манжеты перемещаются вверх по штоку 5, преодолевая усилие стопорного кольца 8 и перемещая упор 10, обойму 7 и шлипсы 6. Шлипсы надвигаются по наклонным пазам на головку /, врезаются в колонну и фиксируют пакер в месте установки.
При прекращении закачки клапан под действием пружины 17 открывается. Втулка 21 под действием пружины 23 перемещается в исходное положение, при этом клапан оказывается между втулкой 21 и корпусом 16, т. е. надежно фиксируется в открытом положении.
Пакер применяют для длительного разобщения затрубного пространства скважины. Разобщение проводят с помощью двух резиновых уплотнительных манжет, одна из которых — самоуплотняющаяся, обеспечивающая установку пакера на необходимой глубине. Шлипсовый узел предохраняет пакер от перемещения при изменениях режимов работы скважины.