Пакер для ремонтно-изоляционных работ ПРС

Гидравлические пакеры типа ПРС применяют для проведения ремонтно-изоляционных работ в скважинах с негерметичными обсадными колоннами. С их помощью возможно проведение следующих операций:

поиск интервалов нарушения в обсадных колоннах методом поинтервальной опрессовки колонны давлением между уплот-иительными узлами пакера и в интервале от устья скважины до верхнего уплотнительиого узла;

определение качества ремонта после ремонтно-восстанови-тельных работ в негерметичных обсадных колоннах (цемент­ными заливками, установкой металлических пластырей и т. д.) методом одноразовой опрессовки колонн локально в интервале ремонта или в интервале произвольного размера по всей длине обсадной колонны или какой-то ее части;




Таблица 8.2. Техническая характеристика пакеров типов ПВ-ЯГМ

установку металлических негофрированных пластырей на внутреннюю поверхность негерметичных обсадных труб или для отключения пластов.

Кроме того, пакер типа ПРС можно использовать для таких технологических операций при ремонте скважин, как направ­ленная обработка призабойной зоны по пластам и отключение обводнившихся пластов, методом тампонирования цементом или другими селективными материалами.

Пакеры разработаны для ремонта скважин с обсадными ко­лоннами диаметром 140, 14G и 168 мм.

Пакер (ркс. 8.5) состоит из трех основных частей: верхнего и нижнего уплотнительных узлов и клапанного узла. Верхний и нижний уплотнительныс узлы представляют собой ствол 9, на котором установлены подвижные втулки 6, подпружиненные пружиной 7.

На наружной поверхности втулок закреплен с помощью об­жимных стаканов 5 уплотнительный элемент рукавного типа 8. На верхнем конце каждого уплотнительного узла установлены переводники 3 с муфтой 2. На нижнем конце верхнего и ниж­него уплотнительных узлов установлены -соответственно пере­водники 5 и 21. На переводник 21 навинчивается устройство для доставки металлической обечайки-пластыря, состоящее из гайки 24, на наружной поверхности которой с помощью винтов закреплены четыре пластинчатые пружины 22 с фиксаторами 23. Гайка 24 на переводнике 21 закрепляется контргайкой 25.


Клапанный узел состоит из корпуса 11 с двумя рядами ра­диальных отверстий Л и Б, на который надета подвижная диф­ференциальная втулка 12, содержащая два ряда радиальных отверстий В и /", причем отверстия Г втулки совмещены с от­верстиями Б в корпусе. Втулка 12 подпружинена пружиной 18 относительно гайки 19, установленной на корпусе 11 и имею­щей кожух 17 для ограничения хода втулки. Гайка 19 закреп­лена контргайкой 20.

Для обеспечения герметичности пакера на переводниках 3 и 21 имеются уплотнительные резиновые кольца 4, а на кор­пусе 11 клапанного узла — уплотнительные кольца 14 и 15.

На концевые участки пакера устанавливают предохрани­тельные заглушки 1 и 26, а в отверстия В и Г дифференциаль­ной втулки 12 — винты 13 и 16, которые выворачивают из от­верстий перед опрессовкой пакера и спуском его в скважину.

Для защиты уплотнительных элементов при транспортировке и хранении на верхний и нижний уплотнительные узлы наде­вают кожуха 10.

Пакер опускают в скважину на насосно-компрессорных тру­бах, при этом заполнение их рабочей жидкостью и опорожнение осуществляют через совмещенные отверстия Б и Г клапанного узла.

При опрессовке интервала обсадной колонны между уплот-нительными узлами пакера в насосно-компрессорных трубах создают избыточное, давление 2 МПа при заданной высокой по­даче насоса на агрегате. Под этим избыточным давлением диф­ференциальная втулка 12 клапанного узла сместится вниз и пе­рекроет отверстие Б в корпусе 11. При дальнейшем увеличении внутреннего давления не более 4 МПа на низкой подаче насоса дифференциальная втулка 12 будет продолжать перемещаться вниз до совмещения отверстий В во втулке с отверстиями А в корпусе. Перед совмещением этих отверстий в клапанном узле пакера уплотнительные элементы 8 запакеровываются в обсадной колонне. При совмещении отверстий В и А опрессо-вочная жидкость поступает из насосно-компрессорных труб в кольцевое пространство в обсадной колонне между уплотни-тельными элементами 8. Если спрессовываемый интервал об­садной колонны между уплотнителышми элементами пакера герметичен, т. е. давление опрессовки на устье скважины в на­сосно-компрессорных трубах не падает в течение 15—20 мин, то с устья скважины через кольцевое межтрубное пространство спрессовывают интервал обсадной колонны до верхнего уплот-нительного узла пакера.

После опрессовки данных интервалов обсадной колонны сбрасывают давление в пакере (в насосно-компрессорных тру­бах) и, убедившись, в том, что уплотнительные элементы па­кера распакеровались в исходное положение (по падению дав-


ления в межтрубном пространстве), перемещают пакер вверх или вниз для опрессовки следующего интервала обсадной ко­лонны.

Перед ремонтом негерметичного интервала обсадной ко­лонны, определенного поинтервальной опрессовкой пакером, оп­ределяют размеры и конфигурацию отверстий с помощью гид­равлической печати. Затем гидромеханическим скребком очи­щают внутреннюю поверхность обсадной колонны в интервале негерметичности.

Для ремонта негерметичной обсадной колонны на пакер ус­танавливают металлическую обечайку-пластырь, которую за­крепляют на переводнике 21 с помощью фиксаторов 23. При ус­тановке обечайку-пластырь надевают на пакер до упора в гайку 24, а фиксаторы 23 при этом западают в отверстия обе­чайки-пластыря, тем самым предотвращая возвратно-поступа­тельное перемещение обечайки относительно пакера. В соответ­ствии с выбранной длиной обечайки-пластыря между уплотни-тельными узлами пакера устанавливают подгонные патрубки так, чтобы верхний торец обечайки-пластыря совпал с верхним концом уплотнительного элемента верхнего уплотнительного узла пакера.

После спуска пакера с обечайкой-пластырем в интервал не­герметичности обсадной колонны в нем создают избыточное давление, необходимое для раздутия обечайки-пластыря и плот­ного прилегания ее к внутренней поверхности обсадной ко­лонны. При снижении давления до нуля и осевой нагрузки 10 кН насосно-компрессорные трубы перемещаются вниз на оп­ределенное расстояние, освобождая таким образом фиксаторы от зацепления с обечайкой-пластырем и устанавливая уплотни-тельный элемент нижнего уплотнительного узла на уровне не­раздутого концевого участка обечайки-пластыря. В пакере соз­дают повторно избыточное давление и дораздувают концевой участок обечайки-пластыря. Герметичность на контакте обе­чайка-пластырь — обсадная колонна обеспечивается уплотни-тельными резиновыми кольцами, установленными в пазах ме­таллической трубы.

Для проверки качества ремонта обсадную колонну в месте установки обечайки-пластыря спрессовывают с помощью па­кера, не извлекая его на поверхность. Для этого пакер устанав­ливают так, чтобы уплотнительные элементы 5 располагались последовательно сначала между одним концевым участком обе­чайки-пластыря, а затем между другим. Если интервал с обе­чайкой-пластырем окажется негерметичным, то повторяют опе­рации по установке обечайки-пластыря.


Таблица 8.3. Техническая характеристика пакеров типа ПРС

Показатели ПРС-140 ПРС- 146 ПРС- 168
Условный диаметр обсадной колонны,      
мм      
Наружный диаметр пакера, мм      
Диаметр проходного канала пакера, мм      
Максимальное давление пакеровки,      
МПа:      
при поинтервальной опрессовке об-      
садной колонны 4      
при установке металлической обе-      
чайки-пластыря в обсадной колонне      
Минимальное давление пакеровки, МПа      
Максимальный расход жидкости через      
пакер, л/с      
Максимальная рабочая температура,      
°С      
Длина пакера, мм:      
в транспортном положении      
в сборе      
Длина расширяющейся части уплот-      
нительного элемента, мм      
Масса пакера, кг      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: