Данный самоучитель может быть использован и как учебное пособие для детей младшего школьного возраста. В этом случае следует тщательно проработать теоретическую часть введения обратив особое внимание на общие принципы тренинга и на понятие об энергопотенциале.
В частности, следует иметь ввиду, что дети на начальных этапах обучения быстро утомляются, причем почти невозможно заранее предвидеть тот объем упражнений, который они в состоянии выдержать в данный цемент времени.
Если разумная мера нагрузок окажется превышенной, то у ребенка возникнет психологический барьер, который в будущем будет препятствовать возвращению к данным упражнениям. Если указанная мера превышается неоднократно, то весьма вероятно формирование неприязни к данному роду занятий.
Поэтому, следует очень внимательно следить за степенью заинтересованности ребенка и прерывать занятие при появлении первых признаков утомления (отвлечения, капризы, вздохи, понижение голоса и т.п.).
В связи с этим, до тех пор пока у ребенка не сформируется устойчивая тяга к чтению, ему следует давать фрагментальные задания так, чтобы время, необходимое на выполнение каждого из них не превышало пяти минут.
|
|
Что касается приведенных в книге временных нормативов, то они, конечно же, должны быть значительно снижены и соответствовать возможностям ребенка. Если ребенок возражает против необходимости укладываться в какие бы то ни было временные рамки, то лучше пойти ему навстречу. Вообще, следует больше прислушиваться к желаниям ребенка — он интуитивно лучше самого умного взрослого чувствует как сберегать собственный энергопотенциал.
Помимо поощрений за выполнение каждого задания (в основном это должны быть знаки одобрения и лишь изредка конфеты и т. п.), важно заинтересовать ребенка самим процессом, так, чтобы он начал получать внутренне подкрепления типа "я смог" или "как интересно!" По-этому, малопонятные для ребенка тексты и цитаты приведенные в книге следует заменить другими, соответствующими его возрасту.
Урок № 1
Прежде чем браться за незнакомое дело, даже если вы считаете его важным и полезным, необходимо взвесить свои возможности и не брать на себя заведомо невыполнимых обязательств. Лучше пока выбрать небольшую промежуточную и явно достижимую цель. На этой промежуточной цели можно спокойно испытать свои силы, не подвергая опасности накопленный энергопотенциал и даже немного его повысить.
В данном случае я бы посоветовал постараться полностью выполнить только первый урок. В самом худшем случае суммарные времязатраты на его выполнение составят около пяти часов. После этого вы сможете принять решение с открытыми глазами.
|
|
Каждое упражнение следует повторять не более шести раз. Если кшестой попытке не удалось достигнуть заданного результата, следует либо перейти к следующему упражнению, либо сделать не менее чем часовой перерыв.
Начало занятия: число__, время __.
Упражнение 1.
Нарисуйте квадрат. Закройте глаза и представьте себе его зрительный образ. Мысленно удаляйте квадрат от себя, пока он не превратится в точку. Затем, увеличивая в размерах, возвращайте его к себе, пока он, надвинувшись, не уйдет за пределы зрения.
Верните квадрат на удобную дистанцию. Сдвигайте его влево и вправо, вверх и вниз. Убедитесь, что фигура послушна вашей воле. Если возникают трудности, сядьте в удобную позу, расслабьте грудь, плечи и предплечья и спокойно, не напрягаясь, взгляните на квадрат вновь. Затем поднимите глаза влево-вверх (глаза можно не закрывать). Если изображение появилось, то повторите это упражнение несколько раз, пока не обретете уверенность. В противном случае попробуйте другие положения глаз (вверх, влево, вправо, влево-вниз и др.).
Мысленно проведите в квадрате диагонали. Повторите упражнение.
Упражнение 2.
Мысленно помещая внутрь квадрата буквы х, о, т, п, повторите упражнение 1. На каждую букву затрачивайте 3-5 сек.
Упражнение 3.
Засеките время и прочтите вслух буквы алфавита. Повторите несколько раз, пока время чтения не снизится до десяти и менее секунд. Если за шесть попыток это не удалось — не огорчайтесь, всему свое время. Если удалось легко, — сократите время насколько возможно.
П.1
а | б | в | г | д | е | е | ж | з | и |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у |
ф | х | ц | ч | ш | щ | ы | э | ю | я |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.2
я | ю | э | ы | щ | ш | ч | ц | х | ф |
у | т | с | р | п | о | н | м | л | к |
и | з | ж | е | ё | д | г | в | б | а |
№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
П.3
ю | с | ж | ц | н | е | э | м | х | б |
у | г | л | щ | и | п | ч | а | р | |
о | ш | в | ё | т | к | я | д | ы | ф |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.4
б | х | м | э | п | ч | а | р | ё | з |
ш | н | и | л | ц | с | у | ж | г | ю |
ф | ы | т | д | я | к | о | в | е | ш |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 4.
Дважды и не торопясь прочтите цитаты, запишите их по памяти, а затем сравните с оригиналом. Искажен ли смысл и в какой степени? Какие слова заменены или искажены? Правильно ли воспроизведены фамилии?
П.1
Труден первый шаг и скучен первый путь.
Пушкин.
Решимость добиться успеха важнее всего другого.
Линкольн.
П.2
Дорогу осилит идущий.