Глава VI. Советы родителям

Данный самоучитель может быть использован и как учебное пособие для детей младшего школьного возраста. В этом случае следует тщательно проработать теоретическую часть введения обратив особое внимание на общие принципы тренинга и на понятие об энергопотенциале.

В частности, следует иметь ввиду, что дети на начальных этапах обуче­ния быстро утомляются, причем почти невозможно заранее предвидеть тот объем упражнений, который они в состоянии выдержать в данный цемент времени.

Если разумная мера нагрузок окажется превышенной, то у ребенка возникнет психологический барьер, который в будущем будет препятствовать возвращению к данным упражнениям. Если указанная мера превы­шается неоднократно, то весьма вероятно формирование неприязни к данному роду занятий.

Поэтому, следует очень внимательно следить за степенью заинтере­сованности ребенка и прерывать занятие при появлении первых признаков утомления (отвлечения, капризы, вздохи, понижение голоса и т.п.).

В связи с этим, до тех пор пока у ребенка не сформируется устойчивая тяга к чтению, ему следует давать фрагментальные задания так, чтобы время, необходимое на выполнение каждого из них не превышало пяти минут.

Что касается приведенных в книге временных нормативов, то они, конечно же, должны быть значительно снижены и соответствовать возможностям ребенка. Если ребенок возражает против необходимости укладываться в какие бы то ни было временные рамки, то лучше пойти ему навстречу. Вообще, следует больше прислушиваться к желаниям ребенка — он интуи­тивно лучше самого умного взрослого чувствует как сберегать собственный энергопотенциал.

Помимо поощрений за выполнение каждого задания (в основном это должны быть знаки одобрения и лишь изредка конфеты и т. п.), важно заинтересовать ребенка самим процессом, так, чтобы он начал получать внут­ренне подкрепления типа "я смог" или "как интересно!" По-этому, малопо­нятные для ребенка тексты и цитаты приведенные в книге следует заменить другими, соответствующими его возрасту.

Урок № 1

Прежде чем браться за незнакомое дело, даже если вы считаете его важ­ным и полезным, необходимо взвесить свои возможности и не брать на себя заведомо невыполнимых обязательств. Лучше пока выбрать небольшую про­межуточную и явно достижимую цель. На этой промежуточной цели можно спокойно испытать свои силы, не подвергая опасности накопленный энер­гопотенциал и даже немного его повысить.

В данном случае я бы посоветовал постараться полностью выполнить только первый урок. В самом худшем случае суммарные времязатраты на его выполнение составят около пяти часов. После этого вы сможете принять решение с открытыми глазами.

Каждое упражнение следует повторять не более шести раз. Если кшес­той попытке не удалось достигнуть заданного результата, следует либо перейти к следующему упражнению, либо сделать не менее чем часовой перерыв.

Начало занятия: число__, время __.

Упражнение 1.

Нарисуйте квадрат. Закройте глаза и представьте себе его зрительный об­раз. Мысленно удаляйте квадрат от себя, пока он не превратится в точку. Затем, увеличивая в размерах, возвращайте его к себе, пока он, надвинувшись, не уйдет за пределы зрения.

Верните квадрат на удобную дистанцию. Сдвигайте его влево и вправо, вверх и вниз. Убедитесь, что фигура послушна вашей воле. Если возникают трудности, сядьте в удобную позу, расслабьте грудь, плечи и предплечья и спокойно, не напрягаясь, взгляните на квадрат вновь. Затем поднимите глаза влево-вверх (глаза можно не закрывать). Если изображение появилось, то повторите это упражнение несколько раз, пока не обретете уверенность. В противном случае попробуйте другие положения глаз (вверх, влево, вправо, влево-вниз и др.).

Мысленно проведите в квадрате диагонали. Повторите упражнение.

Упражнение 2.

Мысленно помещая внутрь квадрата буквы х, о, т, п, повторите упражне­ние 1. На каждую букву затрачивайте 3-5 сек.

Упражнение 3.

Засеките время и прочтите вслух буквы алфавита. Повторите несколько раз, пока время чтения не снизится до десяти и менее секунд. Если за шесть попыток это не удалось — не огорчайтесь, всему свое время. Если удалось легко, — сократите время насколько возможно.

П.1

а б в г д е е ж з и
к л м н о п р с т у
ф х ц ч ш щ ы э ю я

№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__

П.2

я ю э ы щ ш ч ц х ф
у т с р п о н м л к
и з ж е ё д г в б а

№ попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__

П.3

ю с ж ц н е э м х б
у г л щ и   п ч а р
о ш в ё т к я д ы ф

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П.4

б х м э п ч а р ё з
ш н и л ц с у ж г ю
ф ы т д я к о в е ш

№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 4.

Дважды и не торопясь прочтите цитаты, запишите их по памяти, а затем сравните с оригиналом. Искажен ли смысл и в какой степени? Какие слова заменены или искажены? Правильно ли воспроизведены фамилии?

П.1

Труден первый шаг и скучен первый путь.

Пушкин.

Решимость добиться успеха важнее всего другого.

Линкольн.

П.2

Дорогу осилит идущий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: