Письмо 2.
165сл.
Сенека приветствует Луцилия!
И10, что ты мне писал, и то, что я слышал, внушает мне на твой счет немалую надежду. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа — способность жить оседло и оставаться самим собою.
Но взгляни: разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде — тот нигде. Кто проводит жизнь в. странствиях, у тех в итоге гостеприимцев много, а друзей нет. То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает все второпях и наспех.
Не приносит пользы и ничего не дает телу пища, если ее извергают, едва проглотивши. Ничто так не вредит здоровью,-как частая смена лекарств. Не окрепнет растение, если часто его пересаживать. Во множестве книги лишь рассеивают нас. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается отвлечься на другое, возвращайся к оставленному и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня. Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю. Будь здоров.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 9
Вспомните и запишите цитаты из второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из проработанного текста. Сравните их с оригиналом: где мысль выражена более отчетливо?
Упражнение 10.
Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой. Пусть этот листок будет слегка подстегивать вас, принуждая читать слегка быстрее обычного.
Конец занятия. Время___На занятие затрачено___.
Урок № 3
Начало занятия: число__, время__.
Упражнение 1.
Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.
Упражнение 2.
Запомните и запишите по памяти цитаты,
П. 1
Мы должны подражать пчелам, которые странствуют в поисках медоносных цветов.
Сенека.
Со многими людьми бывает, что они, находя опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное.
Юлий Цезарь.
(Сам Цезарь составил для себя сборник изречений, которые умело и кстати употреблял в устной речи).
П. 2
Леность — это страх перед ожидаемой работой.
Цицерон.
Кто никуда не плывет, для тех не бывает попутного ветра.
Монтень.
Упражнение 3.
Мысленно поиграйте с буквами алфавита (см. урок № 2, упр. 1). Если возникает нетерпение, торопливость — остановитесь и успокойтесь. Это упражнение похоже на разучивание гамм музыкантом: оно столь же необходимо и столь же эффективно. Если вы научитесь получать от него удовольствие, то прогресс в обучении станет заметен очень скоро.
Упражнение 4.
Засеките время и прочитайте вслух буквы. Повторите несколько раз, пока затраты времени не ставятся до 8 сек.
П.1
в | ж | м | д | и | р | я | к | ч | л |
э | е | ж | з | е | а | т | ц | ф | щ |
ю | с | ш | у | о | х | ы | г | я | б |
№ попытки и время: 1.__2.__ 3.__4.__5.__6.__
П.2
ш | д | ж | с | е | б | х | п | е | я |
а | щ | л | н | р | ф | з | в | ю | к |
ы | м | ц | г | у | и | ч | о | т | э |
№ попытки и время: 1.__2.__ 3.__4.__5.__6.__
Упражнение 5.
Мысленно контракте со слогами и буквосочетаниями: ат, ст, то, ый, ра, ро, но, на, ка, ер.
Упражнение 6.
Засеките время и прочитайте вслух буквосочетания. Пробуйте читать их в различной ритмике, стараясь снизить затраты времени до 10-11 сек. за один пункт.
П.1
ат | ст | то | ый | ра | ой | ро | но | на | ка |
ер | по | ол | та | ор | ко | да | во | ре | ни |
ет | ий | ее | ны | ве | ти | де | ит | от | ло |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.2
те | ан | од | го | ле | ок | ма | ме | ст | тр |
пр | до | ри | че | ва | за | бо | со | ас | ел |
ла | не | ли | ак | он | ча | мо | ар | ру | ал |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.3
ед | ом | ов | ем | об | се | хо | ол | ят | ав |
ин | ос | ад | от | да | аз | кр | уд | чн | вы |
оч | да | ки | пе | же | сн | бр | ик | оз | ис |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.4
ви | це | лу | лы | бы | ня | ши | оч | ид | им |
уж | мн | дн | аб | ег | уч | га | ду | ми | си |
же | бе | ни | ры | ря | ез | ек | из | уб | вн |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.5
зд | жа | жи | ся | жн | кт | пл | рн | ск | чн |
ач | ец | еж | ев | ыс | зе | ля | са | су | ша |
ай | ап | ил | иц | иц | ум | яд | вс | гр | зв |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 7.
Прочтите слова вслух. Постарайтесь к шестой попытке уложиться в 8-10 сек.
П.1
что | шиш | эхо | бал | шин | бор | вес | вяз | год | дон |
жим | зов | кал | кто | лев | пик | лов | орт | ляп | под |
наш | мир | лях | это | шеф | пот | чем | рев | ход | сев |
№ попытки и время: 1__2.__3.__4.__5.__6.__
П.2
ухо | ток | бар | той | бот | вид | выя | гоп | дот | зоб |
вис | кар | зря | куб | лед | лог | сэр | орс | паф | пак |
ять | гуж | ярь | кич | кур | нэп | лаж | тыл | чес | фуй |
№ попытки и время: 1__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 8.
Прочтите текст вслух, с выражением. Подчеркните слова и словосочетания, вызвавшие затруднения. Каждое из подчеркнутых слов и словосочетаний прочтите скороговоркой по три-пять раз. Постарайтесь увидеть их внутренним взором. Если возникают трудности, попробуйте увидеть их по частям. Затем засеките время и прочтите текст вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в 65 сек.