Письмо 1
280сл.
Сенека приветствует Луцилия!
Отвоюй для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всего потеря по собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела, что нужно.
Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то я беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, — ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти.
Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. Все у нас, Луцилия, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
|
|
Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас; ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.
Время: 1 _ 2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 9.
Вспомните, а лучше запишите цитаты второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из предыдущего текста. Сравните их с оригиналами: где мысль выражена более отчетливо?
Упражнение 10.
Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой. Постепенно ускоряя движение линейки, заставляйте себя читать несколько быстрее обычного.
Конец занятия. Время ___. На занятие затрачено ___.
После третьего занятия вам, скорее всего, кажется, что вы ничего особенного не достигли. Так оно и есть. Так же как ничего особенного не произойдет к тому времени, когда вы начнете без усилий читать тексты на скорости 400-660 сл./мин. А пока предложите своему товарищу прочесть на скорость буквы алфавита. Он не может повторить ваши результаты? Что ж — ничего особенного...
Урок №4