Сенека. Нравственные письма к Луцилию

Письмо 1

280сл.

Сенека приветствует Луцилия!

Отвоюй для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всего потеря по собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую — на безделье, и всю жизнь — не на те дела, что нужно.

Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то я беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, — ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти.

Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится. Все у нас, Луцилия, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнима­ет. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверня­ка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.

Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколь­ко теряю и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Ну так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас; ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров.

Время: 1 _ 2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 9.

Вспомните, а лучше запишите цитаты второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из предыдущего текста. Сравните их с ори­гиналами: где мысль выражена более отчетливо?

Упражнение 10.

Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая про­читанное листком бумаги или линейкой. Постепенно ускоряя движение линей­ки, заставляйте себя читать несколько быстрее обычного.

Конец занятия. Время ___. На занятие затрачено ___.

После третьего занятия вам, скорее всего, кажется, что вы ничего особен­ного не достигли. Так оно и есть. Так же как ничего особенного не произойдет к тому времени, когда вы начнете без усилий читать тексты на скорости 400-660 сл./мин. А пока предложите своему товарищу прочесть на скорость буквы алфавита. Он не может повторить ваши результаты? Что ж — ничего особен­ного...

Урок №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: