double arrow

Власть и социальное регулирование в первобытном обществе

Государство и право существовали не всегда. Эти социальные ин­ституты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Родоплеменную организацию общества характеризуют два признака: нали­чие потестарной власти и существование специфических норм.

Потестарная власть (от лат. potestas — мощь, сила) принадлежала вождям, предво­дителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное обще­ство, члены которого были равны. Политическая власть, как извест­но, предполагает неравенство, то есть деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваиваю­щей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало та­кого деления и не нуждалось в нем. В родовом обществе существо­вали потестарная власть и половозрастное разделение, необходимое для занятий различными видами хозяйственной деятельности, рас­пределения пищи и вступления в брачные отношения.

Общественная власть в догусадарственный период обладала особенностями: 1) базировалась на семейных отношениях ибо основой организации общества был род. 2) потестарная влвсть строилась на началах первобытной демократии и функциях самоуправления. Субъект и объект власти здесь совпадали. 3) власть опералась на авторитет уважение и традиции членов рода. 4) власть осуществлялась как обществом в целом (собрание взрослых членов, вече), так и его представителями (старейшины,военаначальники, жрецы).

Социальные нормы и их регулирование первобытного общества обеспечивали су­ществование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пи­щи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуаци­ях. Содержание мононормы составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы — обязанно­сти сохранять определенные виды животных и регламенты — оп­ределенные дозволения.

Социальные нормы в первобытном обществе: 1) выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их по­лезности; 2) к нарушителям применялись потестарные санкции, са­мой суровой из которых было изгнание из общины, что приводи­ло к гибели отвергнутого племенем; 3) реализовывались социальные нормы, главным образом, в виде обычаев; 4) социальные нормы существовали в поведении и сознании людей не имея письменной формы выражения; 5) социальные нормы обеспечивались силой привычки и принуждения; 6) основной способ регулирования был запрет «система табу». Права и обязонности как таковые здесь отсутствуют; 7) социальные нормы были продиктованы естественно природной основой присвающиго общества; 8) социальные регуляторы выражали интересы всех членов общества.

Следует отметить, что представители отечественной теории права отрицают существование права в родоплеменном обществе. Представители западной политической антропологии оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть ступень к праву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: