Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Власть и социальное регулирование в первобытном обществе




Государство и право существовали не всегда. Эти социальные ин­ституты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Родоплеменную организацию общества характеризуют два признака: нали­чие потестарной власти и существование специфических норм.

Потестарная власть (от лат. potestas — мощь, сила) принадлежала вождям, предво­дителям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Эта власть распространялась на эгалитарное обще­ство, члены которого были равны. Политическая власть, как извест­но, предполагает неравенство, то есть деление на управляющих и управляемых. Первобытное общество, основанное на присваиваю­щей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало та­кого деления и не нуждалось в нем. В родовом обществе существо­вали потестарная власть и половозрастное разделение, необходимое для занятий различными видами хозяйственной деятельности, рас­пределения пищи и вступления в брачные отношения.

Общественная власть в догусадарственный период обладала особенностями: 1) базировалась на семейных отношениях ибо основой организации общества был род. 2) потестарная влвсть строилась на началах первобытной демократии и функциях самоуправления. Субъект и объект власти здесь совпадали. 3) власть опералась на авторитет уважение и традиции членов рода. 4) власть осуществлялась как обществом в целом ( собрание взрослых членов, вече), так и его представителями (старейшины ,военаначальники, жрецы).

Социальные нормы и их регулирование первобытного общества обеспечивали су­ществование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пи­щи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуаци­ях. Содержание мононормы составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы— обязанно­сти сохранять определенные виды животных и регламенты — оп­ределенные дозволения.

Социальные нормы в первобытном обществе: 1) выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их по­лезности; 2) к нарушителям применялись потестарные санкции, са­мой суровой из которых было изгнание из общины, что приводи­ло к гибели отвергнутого племенем; 3) реализовывались социальные нормы, главным образом, в виде обычаев; 4) социальные нормы существовали в поведении и сознании людей не имея письменной формы выражения; 5) социальные нормы обеспечивались силой привычки и принуждения; 6) основной способ регулирования был запрет «система табу». Права и обязонности как таковые здесь отсутствуют; 7) социальные нормы были продиктованы естественно природной основой присвающиго общества; 8) социальные регуляторы выражали интересы всех членов общества.

Следует отметить, что представители отечественной теории права отрицают существование права в родоплеменном обществе. Представители западной политической антропологии оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть ступень к праву.





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 4716; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9006 - | 7249 - или читать все...

Читайте также:

 

3.226.254.115 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.