В общей теории проблема происхождения государства и права является дискуссионной. Существует множество теорий происхождения государства и права. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства относится древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Р. Фильмер, русский социолог Н. К. Михайловский. По их пре6дставлениям и взглядам государство- продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха).
Д о г о в о р н а я (естественно-правовая) теория. Ее родоначальники (Платон, Т. Гобс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести "войну всех против всех". В силу договора часть своих прав люди делигировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние.
Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.
|
|
Слабая сторона данной теории заключается в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разума и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, то есть игнорирует объективные экономические и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.
Близко к этой теории примыкает т е о л о г и ч е с к а я, представляющая собой официальную доктрину Византии, автором которой является Фома Аквинский. Согласно теологической теории, государство — это продукт божественной воли. Естественное право имеет божественное происхождение. Недостаток теологической теории заключается в том, что она имеет объективно-идеалистический характер. Положительный момент этой теории состоит в том, что теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное право человека.
П с и х о л о г и ч е с к а я т е о р и я (Л. Петражицкий, 3.Фрейд,, Фрезер и другие) рассматривает государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с помощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. Русский ученый Л. Петражицкий связывал происхождение права с императивно-атрибутивными эмоциями индивида. Эти эмоции выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), из которых складывается интуитивное право.
|
|
Данная теория имеет односторонний характер, но вместе с тем показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права.
Родоначальники и с т о р и ч е с к о й ш к о л ы п р а в а (Пухта, Гуго, Савиньи) считали, что государство и право — это продукт развития народного духа. Немецкий ученый Савиньи утверждал, что государство — это органическое проявление народа, а право — выражение его духовной общности. Исторически эти социальные явления формируются примерно так же, как язык в ходе развития народного духа.
Недостатком этой теории является преувеличение роли общественного сознания. Достоинство заключается в историческом подходе к этническим факторам, под влиянием которых складывались государственно-правовые явления.
Т е о р и я н а с и л и я (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права исключительно военно-политическими причинами, завоеванием одних племен другими. По Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство, и его инструмент — право.
Данная теория преувеличивает роль насилия в происхождении государства и ставит на первое место военно-политические факторы вместо социально-экономических.