Развитие психики детей с проблемами в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
- цикличность психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени;
- неравномерность психического развития, которая обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка и наличием сенситивных периодов в развитии психических функций;
- определенная последовательность стадий развития психики;
- ведущая роль деятельности и речи в формировании высших психических функций;
- ведущая роль обучения в психическом развитии; пластичность нервной системы, обеспечивающая компенсацию одних функций другими;
- интеграция, которая представляет собой объединение разрозненных вначале психических состояний и свойств личности ребенка в устойчивые комплексы.
Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития.
Необходимо выделить условия нормального развития ребенка: - нормальная работа головного мозга и его коры;
|
|
- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
- сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
- систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и школе.
Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают. Социальная ситуация развития (лат. общественный) - сущностная характеристика возрастного периода развития. Это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу, т.е. два плана отношений. Первый - отношения «ребенок - общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности. Второй план - отношения «ребенок - близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально - личностные отношения.