Форма дизонтогенеза | Основа нарушения |
Психическое недоразвитие | Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций. Пример - умственная отсталость |
Задержанное развитие | Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохраненные. Пример - задержка психического развития. |
Поврежденное развитие | Позднее (после 2-3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована. Пример – деменция. |
Дефицитарное развитие | Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов. Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи. |
Искаженное развитие | Нарушение последовательности формирования психических функций. Пример – ранний детский аутизм. |
Дисгармоническое развитие | Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы. Пример- психопатия. |
Возрастные закономерности отклонений в развитии связаны с наличием критических периодов онтогенетического развития - периодов повышенной восприимчивости к различным вредностям. К ним относят:
|
|
- первые недели внутриутробной жизни;
- первые шесть месяцев после рождения;
- периоды возрастных кризисов.
В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и компенсаторные возможности ребенка, основанные на сохранных функциях ЦНС и периферических анализаторов. Нарушенные функции компенсируются интенсивным развитием и использованием сохранных функций.
Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.