Для детей в возрасте от 0 до трех лет с проблемами в развитии на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства) и Лекотеки.
Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими методами.
Задачи службы ранней помощи:
- адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида;
- поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости, подготовку к интеграции в социум;
- проведение абилитации;
- ориентировка родителей в соответствующих социально-правовых вопросах;
- партнерские отношения специалистов и родителей;
|
|
- поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей в работу непосредственно в СРП;
- ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт, имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты;
- сотрудничество с государственными и общественными организациями, имеющими сходные цели;
- сотрудничество с местными органами власти.
В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза, б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая работа с родителями, ж) семинары для родителей.
Лекотека.
Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать детские сады по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей, социализации и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи на основе использования игровых методов и ресурсов Лекотеки. Как показывает опыт развития Лекотек они создаются на базе ДОУ компенсирующего вида (опыт Москвы), есть и другие варианты.
|
|
Цель Лекотеки - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.
Основными задачами Лекотеки являются:
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции при помощи игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
- обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки.
- психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от 2 месяцев до 7 лет.
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (с согласия родителей);
- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.
- поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой.