Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является ознакомление студентов с традиционными и современными научными теориями относительно движущих сил процесса антропогенеза в раннем и среднем палеолите, а также развитие способностей понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способности к самоорганизации и самообразованию. При подготовке к семинару следует использовать, прежде всего, материал, включенный в учебное пособие по истории первобытного общества. Объемную и добротную информацию можно найти также на портале http://www.antropogenez.ru (антропогенез.ру).

Готовясь к первому вопросу семинара, используйте материал учебного пособия, где можно найти выдержки из трудов Ч.Дарвина и Ф.Энгельса, а также краткое содержание так называемой синтетической теории эволюции и сведения о грегарном и грегарно-индивидуальном отборе. Выясните, достижения каких отраслей науки использовали Дарвин и Энгельс при работе над своими теориями, каковы были, по их мнению, причины перехода предков человека к ортоградности, что послужило причиной изменения его морфологии. Заполнив таблицу, найдите общее и отличное в теориях Дарвина и Энгельса. Обратите отдельное внимание на роль труда в становлении человека и общества. Используя отрывки из статьи И.Ю. Семенова, постарайтесь понять различия между социальным и биологическим, социальным обществом и биологическим сверхорганизмом. Опираясь на эти знания, выделите основные черты грегарного отбора и его отличие от отбора индивидуального и грегарно-индивидуального.

В учебном пособии можно найти обширный материал, касающийся проблем движущих сил антропогенеза в рассмотрении исследователей второй половины XX – начала XXI вв. Ключевым является вопрос о причинах перехода к двуногой локомоции. Кратко изложите суть климатической гипотезы, гипотезы древесного происхождения прямохождения, гипотезы о влиянии изоляции и радиоактивности, биоэнергетической и терморегуляционной гипотезы, гипотезы Ловджоя и акватической гипотезы. Выясните, кто автор гипотезы, когда она была разработана, в чем ее суть, какие доводы можно привести в ее подтверждение и какие современные научные факты входят в противоречие с ней. Обратите внимание не только на безусловно положительные, но и на отрицательные последствия перехода к двуногой локомоции для ранних гоминид (сведения Л.Б. Вишняцкого). По ходу занятия студенты заполняют таблицу, позволяющую систематизировать объемный материал.

Гипотеза Авторы Краткое содержание гипотезы Критика гипотезы
       
       

Далее необходимо рассмотреть гипотезы о причинах и последствиях увеличения объема мозга ранних гоминид, а также гипотезы о причинах исчезновения волосяного покрова и появления потовых желез. Выясните, что препятствует росту объема мозга высших приматов и что способствовало его увеличению у человека. Обратите внимание при этом на роль мутаций, орудийной деятельности и использование огня; подумайте, почему увеличение мозга для хабилисов было вредно, а для эректусов – полезно. Проблему появления потовых желез можно связать с угрозой теплового стресса у особей, ведущих активный дневной образ жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: