Занятия 6,7. Тема: Формирование социальных отношений и хозяйственная жизнь

В раннем и среднем палеолите

Поисковая лабораторная работа: работа с текстом учебного пособия в составе мини-групп

1. Социальное и биологическое объединения и поведение.

2. Первобытное стадо предлюдей: причины образования, этапы развития, характеристика, система доминирования.

3. Ранняя праобщина архантропов: состав, численность, стоянки и хозяйственная жизнь.

4. Социальные отношения в ранней праобщине архантропов: формы распределения пищи, борьба биологического и социального, брачные отношения.

5. Поздняя праобщина палеоантропов.

А. Стоянки, жилище и хозяйственная деятельность.

Б. Социальные отношения.

Рекомендуемая литература

1. История первобытного общества: учебное пособие / сост. Ф. И. Куликов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015.

Методические указания

Цель семинарского занятия – изучение зарождения и развития социальных отношений в период раннего и среднего палеолита, а также формирования у студентов навыков самоорганизации и самообразования, работы в составе мини-групп.

Вся работа проводится на семинарском занятии. Студенты делятся на шесть групп, каждая из групп получает задание (вопрос семинара) и выполняет его в течение 50 минут, используя лишь материал учебного пособия. После этого группы последовательно выступают с докладами перед аудиторией (до 15 мин. на доклад) и отвечают на возникшие вопросы. Выслушав доклад мини-группы, студенты воспроизводят и обсуждают материал, дают краткую оценку работы мини-группы.

Модуль 2. Расцвет и разложение первобытного общества

Занятие 8. Тема: Возникновение земледелия в позднеродовой общине

Цель занятия: изучение причин, процесса, региональных особенностей и последствий перехода человечества к производящему хозяйству; овладение приемами и методами научного обсуждения проблемы.

Форма работы: развернутая беседа с элементами дискуссии.

На практическом занятии каждый студент должен представить конспект подготовки к коллоквиуму. Студенты, не имеющие конспект, к практическому занятию не допускаются. При подготовке к коллоквиуму рекомендуется кратко сформулировать основные положения каждой предложенной преподавателем темы, чтобы иметь возможность быстро дать исчерпывающий ответ.

Вопросы для обсуждения

1. Отличия производящего хозяйства от присваивающего.

2. Причины и предпосылки перехода человека к земледелию.

3. Этапы становления и развития земледелия.

4. Проблема выяснения времени и места зарождения земледелия и животноводства.

5. Микроочаги, первичные и вторичные очаги производящего хозяйства.

6. Время и место окультуривания пшеницы-двузернянки и однозернянки, ячменя, зернобобовых культур, риса, кукурузы, картофеля.

7. Особенности земледелия в регионах доколумбовой Америки.

8. Суть подсечно-огневой, ирригационной, террасной, богарной форм земледелия; их эффективность и ограниченность.

9. Земледельческие орудия труда в раннеродовой общине.

10. Циклы земледельческих работ в позднеродовой общине.

11. Влияние производящего хозяйства на становление и развитие цивилизации.

В ходе развернутой беседы заслушивается и обсуждается доклад студента на тему «Вклад Николая Ивановича Вавилова в изучение возникновения производящего хозяйства». Продолжительность доклада – 10 минут.

В конце занятия проводится обсуждение проблемы «Влияние производящего хозяйства на становление и развитие цивилизации»

Рекомендуемая литература

1. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник / ред. Г. Б. Поляк. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 887 с.

2. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984.

3. Березкин, Ю.Е. Становление земледелия: взгляд американиста / Ю.Е. Березкин // Вестник древней истории, 1989. - №1.

4. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. – М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

5. Першиц А.И. История первобытного общества: учебник для вузов / А. И. Першиц, А. Л. Монгайт, В. П. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1982.

6. Шнирельман, В.А. Основные очаги древнейшего производящего хозяйства в свете достижений современной науки / В.А. Шнирельман // Вестник древней истории, 1989. - №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: