Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является изучение основных этапов антропогенеза периода раннего и среднего палеолита, а также развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса. Проблема антропогенеза считается одной из самых ключевых и дискуссионных в мировой науке, и по этой причине студенты имеют возможность воспользоваться очень объемным материалом по теме. Основной материал можно найти в учебном пособии по истории первобытного общества, где данной теме выделен целый раздел.

Отвечая на первый вопрос, кратко изложите историю обнаружения останков первого австралопитека Р. Дартом и историю его изучения в последующее время. Проведите деление австралопитековых на виды, обратив внимание на ранних австралопитеков (рамидус, сахельантроп), грацильных австралопитеков (афарский и африканский), массивных австралопитеков (робустус, Бойса). Дайте характеристику каждому виду с указанием времени и территории его обитания, предполагаемого объема мозга, особенностей морфологии. Найдите общие черты и различия между ранними, грацильными и массивными австралопитеками. Подумайте, чем австралопитековые отличались от предшествующих высших ископаемых приматов (в первую очередь, от дриопитека) и от современного человека. Систематизировать объемный и разноречивый материал поможет заполнение таблиц.

Таблица 1

Время существования Вид австралопитека Объем мозга Местоположение/Страна
       

Таблица 2.

Общее

Линия сравнения Общие черты
   

Таблица 3.

Различия

Линия сравнения Австралопитеки
Ранние Грацильные Массивные
       

Используя отрывки научных трудов в учебном пособии, соберите нужные данные по Homo habilis. Расскажите историю его открытия, выясните ареал обитания, охарактеризуйте морфологические особенности хабилисов, найдите существенные отличия хабилисов от австралопитековых. Рассмотрите отличие орудийной, производственной деятельности от деятельности праорудийной, условнорефлекторной – как понимают эту проблему И.Ю. Семенов и А. Марков (раздел 3 учебного пособия). После этого выясните, что позволяет считать Homo habilis первым человеком, а что дает повод ученым усомниться в этом.

Таблица 4.

Местоположение/страна Основные биологические параметры Существенные отличия от австралопитековых Место в эволюции
       

Если по поводу Homo habilis(«Человека умелого») имеются обоснованные сомнения, то архантропов с полным основанием можно отнести к первым ископаемым видам людей. Архантропы условно подразделяются на предархантропов, ранних архантропов и поздних архантропов. Готовя материал, акцентируйте внимание на Homo ergaster, питекантропе и на синантропе. Согласно устоявшемуся сейчас мнению гейдельбергский человек исключается из числа архантропов и выделяется в отдельный вид – Homo heidelbergensis. Расскажите историю открытия и начальный этап изучения питекантропов и синантропов. Назовите время и регионы обитания архантропов, укажите основные стоянки архантропов в зарубежье и на территории России. В последнем случае рекомендуется отдельно остановиться на стоянках Горного Алтая (стоянки Карама). Дайте общую характеристику морфологии архантропов. Подробно расскажите о трудовой, хозяйственной деятельности питекантропов и синантропов. Обратите внимание на широкое использование орудий труда и огня. Отдельно остановитесь на «денисовце». Приведите гипотезы относительно эволюционной судьбы питекантропа, синантропа и «денисовца». Подумайте, чем архантропы отличались от предшествующих им австралопитеков. Для успешной систематизации большого по объему материала рекомендуется по ходу его изучения заполнять таблицу.

Таблица 5

Различия между Homo ergaster, питекантропами и синантропами

Линия сравнения Группы архантропов
Homo ergaster питекантропы синантропы
       
       

К палеоантропам ныне относят антецессора, гейдельбергского человека и неандертальца. Расскажите историю их обнаружения и последующего исследования; назовите основные стоянки, в том числе, и на территории Горного Алтая. Назовите время их существования, очертите границы расселения гейдельбергского человека и неандертальца, объясните причины распространения последнего на огромной территории. Расскажите о морфологии неандертальца (рост, пропорции тела, форма черепа, объем и предполагаемая структура мозга). Акцентируя внимание на его силовую адаптацию, объясните, с чем она связана и как позволяла палеоантропу лучше приспособиться к изменившимся условиям жизни. Сравните морфологию неандертальца и архантропов. Расскажите о двух локальных группах неандертальцев и ключевых различиях между ними.

Сравнительную характеристику морфологии австралопитековых, различных групп архантропов и современного человека разумно провести, заполнив таблицу

Таблица 6.

Линия сравнения Архантроп Неандерталец Современный человек
       
       

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: