Эволюция древнерусскогоязычества

В период до введения христианства у восточных славян была распространено многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись животному и растительному миру. Боги представлялись в виде людей. У славян-земледельцев богом неба бал Род, от которого родилось все живое. Боги Солнца: Даждьбог, Ярило, Купала, Коляда. Бог грома и молнии – Перун, животноводства и торговли – Велес, бог холода – Зюзя, богиня весны – Лёля, бог ветра – Стрибог и т.д.

Единого славянского язычества не было. У каждого племенного союза существовал свой пантеон богов, культы.

Христианство родилось в Палестине во времена Римской империи у бедного еврейского населения. Со временем в христианской церкви изменения: выдвигаются обряды, пышные богослужения, складывается церковная иерархия.

С распадом Римской империи расширились распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами. В результате раскол на две церкви: западная – римско-католическая и восточная – византийская (греческая). Окончательно раскол христианской церкви на католическую и христианскую оформился в 1054г.

Год крещения Киевской Руси, в состав которой в то время входили и белорусские земли, считается 988г., когда великий князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. Христианство было принято по византийскому обряду.

В Полоцке в 992г. была учреждена полоцкая епархия. В 12в. около Полоцка возникли монастыри (Борисо-Глебский и 2 монастыря, основанные Е. Полоцкой). В 1113г. жена князя Святополка основала монастырь, где в 12в. существовал и мужской Борисо-Глебский монастырь. Однако, с принятием христианства народное язычество не только не исчезло, но и, преобразовываясь само, видоизменяло и основные обряды христианства. Язычество соотносило человека с природой, а христианство – отражало социальную сущность человека и общества, что и явилось одной из причин сохранения двоеверия.

Дохристианская обрядность продолжала жить и в деревне, и в городе (заговоры, ворожба, языческие праздники).

38 Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества. Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность - это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс был обусловлен экономическими и политическими причинами: а) развитие феодальных отношений, укрепление власти местных феодалов, б) рост значения экономических и политических центров. Этот период начался еще при жизни Всеслава, когда он, опасаясь борьбы за земельный передел, был вынужден разделить «отчину» между сыновьями, которые, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению до этого единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов. Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Первым выделилось Менское княжество (князь – Глеб, сын Всеслава; в рез-те военного поражения был захвачен в плен и в 1119г. умер в Киеве). Оно постепенно выходило на передний план, играло более важную роль. Также были Витебское, Друцкое, Браславское, Логойское, Оршанское, Лукомльское княжества. Этот период характеризуется многочисленными военными действиями, поэтому на протяжении 1120гг. все удельные княжества полоцкой земли были захвачены, а их князья были отправлены в почетную ссылку в Византию. Назад вернулись только Василий и Иван и восстановили полоцкую княжескую династию.

Туровское княжество также не минула судьба дробления на уделы. В 1142 оно было разделено на такие уделы как Брест, Клецк, Рогачев, Дрогичин, Черторийск. К началу 13 века ТК потеряло свое прежнее политическое значение. Всё большую самостоятельность приобретали Пинское, Брестское, Слуцкое. Пинск стал как бы 2 столицей княжества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: