эволюция материальной культуры в первобытном обществе

В середине 1 тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения. Культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменяются памятниками типа верхнего слоя Банцеровщины. Впервые они стали известны в конце 20-х годов по материалам 5-8вв., полученных из верхнего культурного слоя Банцеровского городища под Минском.

В результате раскопок получены значительные и разнообразные сведения о характере памятников третьей четверти 1 тысячелетия центральной и северной Беларуси. В северо-западной части днепровского бассейна выявлено несколько десятков селищ 5-8вв.

На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только на селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности.

Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий

Хронологические рамки банцеровской культуры определяются 5-8вв. Памятники этой культуры в средней и северной Беларуси сформировались на основе культур штрихованной керамики и днепро-двинской. Особенности воздействия южных культур проявились в распространении открытых поселений, в строительстве полуземляночных жилищ, в погребальном обряде..

Вторая археологическая культура третьей четверти 1 тысячелетия получила название калочинской (от д. Калочин Речицкого района). Территория распространения калочинской культуры включает гомельско-могилевское поречье Днепра и Сожа, Основными памятниками являются селища и грунтовые могильники. Этой культуре принадлежат также городища и курганные могильники. Были раскопаны три городища: Калочин на Днепре, Красная Звезда на Березине, Залатомино на Соже. Городища хорошо укреплены валами и рвами. На их площадках выявлены хозяйственные ямы, видимо, для запасов питания. Селища размещались около воды. Погребальный обряд характеризуется помещением остатков трупосожжения в грунтовые могильники. Преобладают ямные безурновые погребения, однако встречаются и погребения в урнах.

Курганные могильники кривичей второй половины 1 тысячелетия нашей эры в которых помещены остатки кремации покойных. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем женских украшений, распространенных у балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов. Славянскими чертами курганов 9-10вв. является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами. В длинных курганах северной Беларуси, видимо, похоронены славяне, в быте которых чувствуется сильное влияние материальной культуры балтов.

На границе 10-11вв. появляются круглые курганы с погребальным обрядом трупоположения, который окончательно вытеснил кремацию. Для полоцких и смоленских кривичей в 11-12вв. характерен определенный тип украшений – браслетоподобные проволочные кольца с завязанными концами диаметром 5-11см, которые носили женщины.

Курганы дреговичей 9-10вв. с кремацией и лепной керамикой известны на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Оресы. На рубеже 10-11вв. появляются первые дреговичские курганные трупоположения. В курганах 11-13вв. встречаются постройки в виде невысокого сруба, покрытого крышей.

Среди женских украшений у дреговичей были распространены зерненые бусы. Они изготавливались из меди и серебра.

Радимичи – восточнославянская этническая общность, земли которой размещались в юго-восточной части современной Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также в западных районах Брянской и северо-западных районах Смоленской областей. На территорию Беларуси, таким образом, приходится более чем половина основных радимичских земель.

Поскольку основная территория радимичей находилась в зоне малоурожайных суглинисто-подзолистых почв, они стремились к расселению в черноземные земли, результатом чего стал колонизационный поток их в юго-восточном направлении.

Как сказано в летописи, название радимичи происходит от имени собственного Радим, во главе с которым радимичи пришли с прапольских земель. Предшественниками радимичей в Посожье были носители калочинской культуры 5-8вв.

Главные занятия кривичей, дреговичей, радимичей – земледелие. Основные орудия для обработки земли – соха и рало. На территории Беларуси в основном использовалась соха, которая только рыхлила, но не переворачивала землю. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен. Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. Важную роль играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. Крестьяне сами изготавливали ткани, шили одежду и обувь, делали предметы быта, посуду, стоили жилье.

Типам сельских поселений, которые известны по письменным источникам, отвечают два типа археологических памятников: открытые неукрепленные поселения от нескольких сот квадратных метров до нескольких гектаров и небольшие хорошо укрепленные городища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: