Семинар (2 часа)
Вопросы занятия:
1. Расселение славян на европейской территории Отечества в VI – IX вв.
2. Внутренняя и внешняя политика русских князей.
Темы докладов:
1. Язычество древних славян.
2. Норманнская теория происхождения государства Российского и
антинорманизм.
3. Принятие христианства на Руси. Причины и следствия.
4. Династические связи киевских князей.
5. Святослав – князь-воитель.
Методические рекомендации:
Первый вопрос. Приведите примеры различных взглядов на проблему возникновения человека и общества. Постарайтесь показать, как тот или иной подход к решению этого вопроса влияет на формирование мировоззрения человека. Проанализируйте тенденции развития человеческих сообществ от стадного существования к родовой общине и далее к соседской; от присваивающей экономики к производящей; а также путь от человеческой особи к индивидуальной личности. Перечислите известные нам по археологическим раскопкам древнейшие культуры, располагавшиеся на территории нашей страны.
При подготовке к ответу на второй вопрос обратите внимание на существование в исторической науке миграционной и автохтонной концепций происхождения и прародины славян. Попытайтесь объяснить, почему на территории Восточной Европы мы встречаем множество неславянских названий, особенно среди гидронимов (названия рек и водоемов). Определите основные направления славянской колонизации. Расскажите о хозяйственно-бытовом укладе жизни восточных славян, отмечая особенности систем земледелия в лесостепях и лесной полосе, домашнего скотоводства, промыслов (охота, рыболовство, бортничество) и торговли, а также их влияние на постепенное изменение социального состава восточнославянского сообщества.
Третий вопрос. Прежде всего, необходимо выделить причины и этапы складывания политических отношений в древнерусском обществе. Покажите роль в этом процессе князя и его дружины, необходимости охраны торгового пути «из варяг в греки»; рассмотрите вопрос об этнической принадлежности первых русских князей и норманнскую теорию, перечислите основные взгляды современных ученых на проблему установления происхождения этнонима-топонима Русь. Отметьте роль, которую сыграло в истории развития Древнерусского государства завоевание Киева князем Олегом. Попытайтесь объяснить, почему именно Киев, а не Новгород стал центром объединения восточнославянских племен.
Далее, выделите социальный состав Киевской Руси, проследите, как возникали и развивались поземельные отношения, какую долю в общем укладе жизни играли ремесло и торговля, опишите уровень культуры. Особое внимание следует уделить вопросу принятия христианства на Руси. Покажите, как повлияло это событие на дальнейшее развитие страны и национального характера русских людей. Используя карту, покажите, как изменялись границы Древней Руси при различных князьях. Рассмотрите завоевательные походы Святослава. Опишите, взаимодействие с какими племенами, народами и государствами происходило наиболее интенсивно и объясните, почему.
Литература к семинару и докладам:
Введение христианства на Руси // Отв. ред. А.Д. Сухов. М., 1987.
Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.
Древние славяне и их соседи. М., 1970.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. I. Античные источники. М., 2009; Т. II. Византийские источники. М., 2010; Т. III. Восточные источники. М., 2009; Т. IV. Западноевропейские источники. М., 2010; Т. V. Древнескандинавские источники. М., 2009.
Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985.
Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4-5.
Очерки истории культуры славян. М., 1996.
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Повесть временных лет // Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Изд.2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1993.
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.
Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003.
Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991.Т.1: I-VI вв. Т.2: VI-IX вв.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.
Толочко А.П. Князь в Древней Руси: Власть, собственность, идеология. М., 1992.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г. // Под ред. А.Г.Кузьмина. М., 2004.
Тема 3. Развитие русских земель в период Средневековья (6 часов; для ЭКФ – 4 часа).
Семинар 1. - 4 часа (для ЭКФ – 2 часа).
Вопросы занятия:
1. Особенности социально-экономического развития русских княжеств в XII-XIII вв..
2. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.
3. Возвышение Московского княжества и объединение русских земель.
Темы докладов:
1. «Господин Великий Новгород».
2. Крестоносцы и Русь.
3. Ордынские «рати» и антимонгольские восстания на Руси.
4. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси в XIV-XV вв.
5. Династическая война в Московском княжестве во второй четверти XV в.
Методические рекомендации:
При изучении первого вопроса, особое внимание следует уделить сложившимся к этому времени феодальным отношениям (отношениям между собственниками земли и теми, кто ее обрабатывал). Проследите процесс их складывания, выделите особенности, присущие ему на Руси. Охарактеризуйте общее социально-экономическое положение страны к началу XII в. и перечислите причины обособления земель, уделив особое внимание лествичной системе наследования. Покажите численный рост независимых русских княжеств на протяжении XII–XIV вв., используя при работе карту. Определите позитивные и негативные последствия раздробленности. Для облегчения усвоения материала подготовьте сравнительную таблицу, отражающую экономическое развитие, социальный состав, тип управления в трех основных центрах Руси – Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах и Новгороде Великом.
Приступая к изучению второго вопроса, сначала охарактеризуйте занятия, быт и общественный строй монголов в XII в.; разберитесь в причинах побудивших их совершать далекие завоевательные походы. Подумайте, могла ли Русь в тогдашних условиях избежать завоевания? Постарайтесь разобраться в сущности татаро-монгольского ига и его последствиях для экономической, политической и культурной жизни Руси. Выделите те черты социально-политической жизни русского народа, которые сформировались под татаро-монгольским влиянием. Отдельно рассмотрите политику немецких и шведских феодалов, направленную на завоевание Северо-Западных земель Руси в условиях ее ослабления после Батыева нашествия. Подчеркните роль конфессиональных различий во взаимоотношениях между Русью и Западом.
Ответ на третий вопрос необходимо начать с изучения причин и предпосылок объединения русских земель. Подумайте, почему рост феодального землевладения в XI—XII вв. привел к политической раздробленности, а в XIV в. способствовал сплочению русских земель в единое государство? Проследите драматические события борьбы за политическое господство на Руси между московскими и тверскими князьями. Охарактеризуйте политику ордынских ханов по отношению к противоборству Москвы и Твери. Дайте оценку тем изменениям в положении Москвы, которые произошли в период правления Дмитрия Ивановича Донского. Проследите по карте ход объединения русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв. Определите причины соперничества Москвы и Литвы. Подумайте, почему Великому княжеству Литовскому не удалось стать центром объединения русских земель.
Для лучшего усвоения материала составьте таблицу, отражающую этапы объединения земель вокруг Москвы. Впишите в нее имена князей – правителей Московского княжества, основные события каждого этапа объединения и территории, присоединенные к Москве в рассматриваемый период.
Литература к семинару и докладам:
Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
Амельченко В.В. Дружина Древней Руси. М., 1992.
Береснев А. Монголы и русские // Родина. 1993. №7. С. 100-103.
Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986.
Горский А.А. «Всего еси исполнена земля Русская…»: Личность и ментальность русского средневековья: Очерки. М., 2001.
Горский А.А. Русь и Орда. М., 2003.
Греков Б.Д. Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII-XV вв. М., 1986.
Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1987.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1993.
Думин С.В. Другая Русь: (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991. С. 76-126.
Егоров В.Н. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. М., 1991.
Иностранцы о древней Москве. М., 1991.
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985.
Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г. Тексты, перевод, комментарии. М., 2002.
Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в ХIII-XVI вв. М., 2001.
Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994
Тихомиров М.Н. Российское государство в XV-XVI вв. М.,1973.
Черепнин Л.В. Образование Российского централизованного государства в XIV-XV вв. M., 1960.
Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 М., 1989.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г. // Под ред. А.Г.Кузьмина. М., 2004.
Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008
Янов А.Л. Россия: У истоков трагедии. 1462-1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М., 2001.
Семинар 2. - 2 часа
Вопросы занятия:
1. Особенности и противоречия внутриполитической жизни Московского государства в царствование Ивана IV.
2. Внешняя политика Ивана IV.
Темы докладов:
1. «Избранная Рада».
2. Ливонская война.
Методические рекомендации:
Рассматривая первый вопрос, проанализируйте причины создания «Избранной Рады» как неформального правительства; выделите противоречия царской власти и общества в середине XVI в.; уясните суть реформ Ивана IV как попытки разрешить эти противоречия. Особое внимание уделите хозяйственно-экономическим, социальным, политическим, духовным причинам опричнины и ее последствиям.
При подготовке ко второму вопросу проследите взаимосвязь внутренней и внешней политики Московского государства в XVI в. Выделите три основных направления внешней политики (восточное, южное и западное) и дайте оценку каждому из них. Подробно проанализируйте причины неравномерности успехов на различных внешнеполитических направлениях. Отдельно рассмотрите ход военных действий и выявите причины поражения в Ливонской войне.
Литература к семинару и докладам:
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.
Горский А.А. «Всего еси исполнена земля Русская…»: Личность и ментальность русского средневековья: Очерки. М., 2001.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1987.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1993.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.
Иностранцы о древней Москве. М., 1991.
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским // Отв. редактор Д.С. Лихачев. Л., 1979.
Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951.
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975.
Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины ХVI века глазами современников и потомков. СПб., 2013.
Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г. // Под ред. А.Г.Кузьмина. М., 2004.
Янов А.Л. Россия: У истоков трагедии. 1462-1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М., 2001.
Тема 4. Россия на пути к индустриальному обществу. Становление цивилизации Нового времени (8 часов; для ЭКФ – 6 часов).
Семинар 1. - 2 часа
Вопросы занятия:
1. Проблемы решения династического кризиса в начале XVII в.
2. Особенности экономического развития России в XVII в.
3. Основные тенденции внутренней политики в XVII в.
4. Внешняя политика России в XVII в.
Темы докладов:
1. Борис Годунов – трагедия реформатора.
2. Самозванчество на Руси.
3. Патриарх Никон.
4. Степан Разин.
5. Великий Раскол: формы протеста.
Методические рекомендации:
При подготовке к семинару по первому вопросу необходимо сосредоточить внимание на следующих проблемах: разрыв связей между обществом и властью; варианты путей развития русского общества и попытки их внедрения различными действующими лицами «Смуты». Рассмотрите периодизацию «Смутного времени», предложенную различными исследователями (Ключевский, Платонов) и выберите ту, которая представляется вам наиболее убедительной.
При ответе на второй вопрос выявите особенности экономического развития России в XVII в., обращая внимание на подъем производительных сил, рост общественного и географического разделения труда; превращение ремесла в мелкотоварное производство, появление мануфактур; формирование всероссийского рынка; борьбу помещиков за рабочие руки.
Укажите на зависимость изменений в экономике от внешнеполитических факторов (необходимость поддержания обороноспособности страны).
Третий вопрос требует рассмотрения ряда аспектов общественно-политической жизни страны в XVII в., а именно: усиления роли сословно-представительных учреждений; оформления крепостного права; взаимоотношений духовной и светской властей; церковного раскола, движения старообрядцев; укрепления самодержавной власти царя, становление абсолютизма.
Раскрытие четвертого вопроса следует начать с выявления основных задач и направлений внешней политики России в XVII в. Обратите на борьбу за возвращение Смоленска и западнорусских земель. Внимательно проанализируйте причины и ход освободительной борьбы украинского и белорусского народов за независимость от Польши 1648-1653 гг. Определите значение воссоединения Украины с Россией. Охарактеризуйте «южное» направление внешней политики России: набеги крымских татар, борьба с Турцией за Украину и выход к Черному морю. Изучите основные причины и направления колонизации русским населением территорий Западной и Восточной Сибири. Подведите итоги внешней политики России в XVII в.
Литература к семинару и докладам:
Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л.,1991.
Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1.
Буганов В.И. Россия в XVII столетии. М., 1989.
Булгарин Ф. В. Димитрий Самозванец. М.,1994.
Буссов К. Московская хроника. 1584-1613 гг. М.,1961.
Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.
Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1964.
Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века // Вопросы истории. 2004. № 4.
Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999.
Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 1987.
Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. М., 1988.
Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.
Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989.
Шишов А.В. Минин и Пожарский. М., 1980.
Семинар 2. - 2 часа
Вопросы занятия:
1. Обусловленность преобразований Петра I.
2. Международное положение и внешнеполитические цели России в XVIII в.
3. Особенности социально-экономического развития российского общества в первой половине XVIII в.
4. Эпоха дворцовых переворотов: причины, предпосылки, движущие силы
5. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Темы докладов:
1. Цена реформ Петра I и их влияние на дальнейшее развитие России.
2. Северная война (1700-1721 гг.).
3. Крестьянская война Е. Пугачева.
4. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их герои.
Методические рекомендации:
Первый вопрос. Приступая к изучению этого вопроса, обратите внимание на обусловленность преобразований Петра I предшествующим развитием страны. Обратите внимание на усиление зарубежного влияния на все сферы жизнедеятельности Русского государства начиная с XVII в., а также зависимости экономических преобразований от состояния обороноспособности страны.
Рассматривая содержание второго вопроса, отметьте, в чем заключались основные проблемы внешней политики России на рубеже XVII-XVIII вв. Чего позволили достигнуть России Азовские походы 1695 и 1696 гг. Внимательно изучите ход и итоги Северной войны (1700-1721 гг.). Рассмотрите также активную внешнеполитическую деятельность России на юго-востоке. В 1714-1716 гг. Петр I ищет торговые пути в Индию, Среднюю Азию, Китай. В 1722-1723 гг. руководит Персидским походом русской армии, в результате которого Россия утвердилась на западном и северном побережье Каспийского моря. С 1722 г. Россия приобретает статус империи. Рассматривая западное направление внешней политики середины XVIII в., изучите Семилетнюю войну (1756-1762 гг.). Покажите ее значение для укрепления международного авторитета России.
Третий вопрос. При рассмотрении социально-экономического развития российского общества в первой половине XVIII в., объясните, как отразились реформы Петра I на социальной структуре российского общества. Особое внимание обратите на «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах», показав их роль в развитии горизонтальных связей в обществе. Также рассмотрите реформы в области промышленности и торговли; реформирование органов власти и государственного управления; учреждение Сената, коллегий, магистратов; образование регулярной армии и военно-морского флота; введение рекрутской повинности; реформу местного самоуправления; церковную реформу.
Уделите внимание тому, как воспринимались реформы в различных слоях российского общества, отметьте скрытую и явную оппозицию Петру I, его преобразовательной деятельности, какой ценой была достигнута модернизация страны.
При рассмотрении четвертого вопроса уясните сущность дворцовых переворотов: причины, инструменты борьбы. Необходимо раскрыть роль Верховного тайного совета в начальный период дворцовых переворотов как органа дворянской аристократической олигархии. Проследите изменение прав и обязанностей дворянства от замены в 1736 г. при Анне Иоанновне бессрочной службы 25-ю годами до «Манифеста вольности дворянской» Петра III. Проследите борьбу между иностранной и русской аристократией за влияние при русском императорском дворе. В заключении проанализируйте политические итоги и экономические последствия дворцовых переворотов в России во второй четверти XVIII века.
При подготовке ответа на пятый вопрос постарайтесь уяснить идеи Екатерины II, провозглашенные с начала ее царствования стержнем государственной политики. В этой связи подробно изучите «Наказ» царицы Уложенной комиссии, который открыл эпоху «просвещенного абсолютизма». Подумайте, почему Екатерине II не удалось полностью осуществить задуманное.
Литература к семинару и докладам:
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
Анисимов Е. Женщины на российском престоле. СПб., 1998.
Анисимов Е. Смерть в конторке // Родина, 1993. № 1.
Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.
Брикнер А.Г. История Екатерины II. В 2 т. М.,1991.
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
Валишевский К. Петр Великий. Воспитание. Личность. Дело. СПб., 1911.
Демидова Н. Пролог: сценарий, по которому Петр I преобразовал Россию, был написан его братом, царем Федором Алексеевичем // Родина. М., 1993. № 1.
Дворянская империя во второй половине XVIII века: Основные законодательные акты: Сборник документов. М.,1960.
Евреинов В. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1887.
Ионов П.П., Симаков В.И. Ратная слава Отечества. Кн.2. Войны эпохи Петра Великого и Екатерины II. М., 2000.
Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины»: вторая половина XVIII в. СПб., 1992.
Карташов А. Очерки по истории русской церкви, М., 1991.
Комисаренко А.И. Русский абсолютизм и духовность в XVIII в. М., 1990.
Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1987.
Мавродин В.В. Крестьянская война в России. 1773-1775 гг. М., 1961.
Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1983.
Махнач В. Бремя Третьего Рима //Родина. 1995. № 9.
На российском престоле: Монархи российские после Петра Великого. М., 1993.
Павленко Н.И. Петр I. М., 2000.
Пантелеев В.И. Время петровских реформ (1700-1725). М., 1996.
Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. М., 1991.
Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. М., 1994. С. 23-95.
Шепелев Л. Отмененные историей: чины, звания и титулы в Российской
империи. Л., 1977.
Юмашева О. Выбор или судьба? // Родина. 1995. № 9.
Семинар 3. - 4 часа (для ЭКФ – 2 часа)
Вопросы занятия:
1. Политическое и социально-экономическое развитие России в ХIХ в.
2. Внешняя политика России в XIX в.
3. Идейные течения ХIХ в.
Темы докладов:
1. М.М.Сперанский и его реформы.
2. Отечественная война 1812 г.
3. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.
4.Современники о буржуазных реформах 60-70-х гг. ХIХ в.
5. Александр II как государственный деятель.
6. С.Ю.Витте - поборник индустриализации России.
Методические рекомендации:
Первый вопрос. Каковы результаты политики Павла I? Император Александр I находился под влиянием идей эпохи Просвещения и дворцовых переворотов. Какие шаги были им предприняты в направлении европейского цивилизованного пути развития: в крестьянском вопросе, в отношении дворян, в образовании. Дайте оценку деятельности М.М. Сперанского. Подумайте, почему его проектам не суждено было осуществиться в полном объеме? Насколько эти мероприятия были экономически обусловлены?
Обеспокоенный ростом оппозиционных настроений Николай I проводил политику жесткого бюрократического контроля. Насколько этот курс был оправдан и реалистичен? Уясните смысл официальной идеологии, выраженной в формуле сподвижника царя графа С.А. Уварова - самодержавие, православие, народность.
Обратите внимание на военные, социально-экономические, политические причины, побудившие власти к преобразованиям прежних социально-политических институтов российского общества, общественное мнение на проведение реформ. Уясните сущность реформ местного самоуправления, судебной, военной, финансовой, просвещения. Насколько реформы были последовательны и прогрессивны? Охарактеризуйте двойственность социальной структуры российского общества как одно из последствий реформ Александра II и завершения промышленного переворота. Обратите внимание на территориальное размещение промышленных объектов, их концентрацию, численность пролетариата, пропорцию в развитии между сельским хозяйством и промышленностью, тяжелой промышленностью и легкой. Чем обусловлено возрастание производства кустарной промышленности? Кто выступал главным инвестором российской экономики? Определите роль государства в экономическом развитии. Почему ввоз иностранного капитала превосходил вывоз? Объясните инвестиционную привлекательность России для иностранного капитала.
Второй вопрос. Определите экономические, духовные и социально-политические факторы внешней политики России. Выделите этапы и основные направления внешней политики в XIX в. Дайте оценку победы союзников над наполеоновской Францией и вклада в него России. Главным во внешней политике России XIX в. становится «восточный вопрос». Рассмотрите идеологические установки, основные способы, направления и условия участия России в решении этого вопроса. Обратите внимание на значение Крымской войны в истории России и Европы.
Третий вопрос. Объясните внутренние и внешние социокультурные причины возникновения оппозиционных настроений в российском обществе. Покажите сходство и различие во взглядах западников и славянофилов на пути развития России. Охарактеризуйте идейные доктрины и деятельность общественного движения: либерального, консервативного, революционного. Кроме того, постарайтесь уяснить предпосылки, способствовавшие подъему революционного движения. Необходимо понять и определить основные течения в народничестве, их сущность и значение.
Литература к семинару и докладам:
Ананич Б., Чернуха В. Первый шаг к революции // Родина. 1991. № 9-10.
Акимов В.В. М.М. Сперанский как политический и государственный деятель. М., 2002.
Боханов А.Н. Император Александр III. М., 2004.
Великие реформы в России. 1856-1874: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., 1992.
Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1-2. М.,1960.
Волобуев П. Монополистический капитализм в России и его особенности. М., 1986
Гершензон М.О. Николай I и его эпоха. М., 2001.
Гордин Я. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года. Л., 1994.
Декабристы. Биографический справочник. М., 1988.
Дружинин Н. Русская деревня на переломе 1861-1880 гг. М., 1978.
Долакова М.И. Социально-экономические реформы С.Ю. Витте, 1892-1903. СПб., 2005.
Захарова Л. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. ХIХ в. в России. Воронеж. 1989.
Зверев В.В. Народники в истории России. М., 2003.
Карелин А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904. М., 1979.
Корнилов А. Крах розовых мечтаний // Родина. 1991. №11-12.
Литвак В.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994.
Мироненко С. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины ХIХ столетия. М., 1990.
Нечкина А. Движение декабристов. Т. 1,2. М., 1995.
Сафонов М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Л., 1988.
Тарасюк Д.А. Поземельная собственность пореформенной России. М.,1981.
Тарле Е.В. Крымская война. М.-Л., 1950.
Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М., 1978.
Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: исторический портрет М.М. Сперанского. М., 1991.
Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994.
Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.