Тема 1. Социальные функции исторического опыта. История как наука. Методологические принципы и методы исторического познания

Семинар - 2 часа (на ЭКФ – не проводится)

Вопросы занятия:

1. История как процесс и наука. Источники и методы исторического исследования.

2. Движущие силы исторического развития. Стадии развития.

3. Проблема зарождения человека. Особенности развития древнейших обществ.

Темы докладов:

1. «Конец истории» - научный прогноз или ошибочное мнение?

2. Научная «кухня» историка.

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Проанализируйте различные значения слова «история» и попытайтесь сформулировать наиболее понятное для вас определение термина «история», обозначающего науку. Постарайтесь посмотреть на окружающие вас предметы с точки зрения передачи ими какой-то информации о сегодняшнем дне будущим поколениям. Определите, какие из них могут рассказать больше, какие – меньше. Это поможет вам понять, что историческим источником может быть любой предмет материальной культуры, созданный человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой. Изучите различные методы исторического исследования и постарайтесь привести примеры, иллюстрирующие применение каждого из них.

При подготовке к ответу на второй вопрос проследите, как связаны между собой вопрос о движущих силах истории и ее периодизация. Рассмотрите сходство и различие между формационным и цивилизационным подходом к изучению истории. Попытайтесь определить основные параметры изменения жизни людей, указывающие на прогресс в развитии того или иного общества.

Третий вопрос. Приведите примеры различных взглядов на проблему возникновения человека и общества. Постарайтесь показать как тот или иной подход к решению этого вопроса влияет на формирование мировоззрения человека. Проанализируйте тенденции развития человеческих сообществ от стадного существования к родовой общине и далее к соседской; от присваивающей экономики к производящей; а также путь от человеческой особи к индивидуальной личности. Перечислите известные нам по археологическим раскопкам древнейшие культуры, располагавшиеся на территории нашей страны.

Литература к семинару и докладам:

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Бродель Ф. Структуры повседневности. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. XV-XVIII в. Т.1. М.,1986.

Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.,2014.

Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

Данто А. Аналитическая философия истории. М.,2002.

Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие / И.Н. Данилевский и др. М.,1998.

Крылов В.В. Теория формаций. М., 1997.

Про А. Двенадцать уроков истории / Пер.с фр. Ю.В.Ткаченко. М., 2001.

Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1995.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов /Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: