Что послужило причиной перехода к общеобразовательной и бессословной школе?

Екатерине нужно было создавать «Третий чин людей в России» (третье сословие), которое подняло мощь некоторых европейских государств, в особенности в Англии и Франции. Пригодные элементы для созидательной работы нужно было искать в среде городского населения, которое дало пример своей энергии в Западной Европе и отчасти давало уже и в России. Для этого - то населения преимущественно и нужно было создать школу, именно для всего городского населения без различия его подразделений на различные слои. Само собой разумеется, что и дворянство не должно исключаться, его права не могут быть меньше, чем права других сословий.

После долгих колебаний, Екатерина остановилась именно на городской бессословной народной школе. К этой школе вели государственные потребности, и именно она в конечном результате и была осуществлена.

Вторым принципом екатерининской школы был ее общеобразовательный характер. «Третье сословие» не нуждалось в профессиональной выучке. Оно само в практических областях, как это было видно на опыте Западной Европы, было двигательной, изобретательной и деятельной силой. Ему нужен был лишь общий фундамент, общее образование, которое позволило бы легче справляться с его практическими задачами. И эта школа давала именно это общее образование. Она создавала фундамент образования, получив которое люди могли идти «на всякую потребу».

Прежде чем дойти до убеждения в необходимости городской бессословной и общеобразовательной школы, Екатерина II пережила длительный период исканий. Этот период, продолжавшийся в течение 1760-1770 гг., можно назвать подготовительным. Центральными фигурами этого этапа были сама Екатерина II и Иван Иванович Бецкой, всецело принявшие идеи эпохи Просвещения, ее философии и вытекавшей из нее педагогики.

Второй период, может быть назван практическим, выдвинул на первое место среди организаторов образования Федора Ивановича Янковича де Мириево, усилиями которого по большому счету и была создана народная школа.

Педагогические опыты, предпринятые в первую половину царствования Екатерины II, как уже было сказано, связаны с именем Бецкого.

Иван Иванович Бецкой родился 3 февраля 1704 года в Стокгольме и был побочным сыном князя Ивана Юрьевича Трубецкого, который после Нарвского сражения попал пленником в Швецию и вступивший там, в незаконный брак (при жизни первой жены) с баронессой Вреде. От этого союза и родился Бецкой, получивший сокращенную фамилию отца.

Воспитание он получил в Копенгагене, в кадетском корпусе, В 1721 г. приехал по возвращению отца в Россию и был определен Петром Великим в коллегию иностранных дел и по поручению коллегии часто ездил курьером в разные западноевропейские государства.

В 1747 г. во время царствования Елизаветы Петровны вышел в отставку с чином генерал-майора и уехал в длительное путешествие, подолгу останавливаясь в разных крупных центрах Западной Европы. Бецкой не менее 15 лет провел за границей, преимущественно в Париже. Все это время он употребил главным образом «для науки», т.е. для ознакомления с теми передовыми тогда течениями мысли, во главе которых стояли знаменитые французские энциклопедисты. Екатерина II, после вступления на престол назначила его своим «чтецом», поручила ему управление Академией художеств и вместе с ним занялась организацией воспитательных учреждений в целях «создания новой породы людей».

Бецкой, как и Екатерина II был последователем философии Просвещения, а собственно педагогические воззрения выработал на основе теории Джона Локка, которая разделяя, в общем, главные положения рационализма и вытекающие из них педагогические идеи, во главу педагогики ставили принцип воспитания, отводя обучению второстепенную роль. Сущность взглядов Бецкого состояла в том, что население государства можно превратить в идеальных граждан, в «новую породу людей» путем целенаправленного воспитания.

Бецким впервые в России был поставлен вопрос о женском дворянском образовании, создано было «Воспитательное общество благородных девиц» (институты – Смольный в С-Петербурге и Екатерининский в Москве). Помимо этого за период с 1763 по 1778 гг. были открыты воспитательные дома (в Москве, С-Петербурге), реорганизован Сухопутный шляхетский корпус и учреждено в Москве Воспитательное коммерческое училище. Задачи и содержание каждого из этих учреждений были определены специальными положениями и уставами. Общая же основа, на которой должна была разворачиваться их работа, в 1764 г. была определена в «Генеральном учреждении о воспитании юношества обоего пола». Шефом, управляющим всеми этими организованными и реорганизованными учреждениями был Бецкой, по сути он был как бы министром просвещения и заслужил у современников репутацию даже инициатора всех этих просветительских мероприятий.

Педагогические взгляды Екатерины могут быть определены по лично подписанным ею документам. К числу таких документов относятся гл.XIV «Наказа» (О воспитании), инструкция Салтыкову о воспитании великих князей (1784 г.), две детские сказки, «Российская азбука с гражданским начальным учением» и ряд других дидактических книжек, написанных главным образом для воспитания внуков. Кроме того, с личными педагогическими воззрениями Екатерины можно познакомиться по ее обширной переписке с Гримом и по некоторым следам ее бесед с Дени Дидро.

Вопрос о народном образовании был наиболее «трудным» вопросом просветительной политики Екатерины. Хотя она не раз выражала свое показное «желание видеть народ наш столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастье и довольствие может на сей земле простираться», однако уже в «Наказе» (1766 г.) она заявила: «Невозможно дать общего воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учрежденных домах», откуда в качестве вывода следовало: «И для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям». Другими словами, Екатерина делает ставку на домостроевское семейное воспитание, пытаясь его ограничить «правилами».

В своей первой для Екатерины записке Дидро писал о трех ступенях в воспитании, т. е. говорил о единой системе образования. Екатерина же стояла на том, что «черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в такой мере, в какой повинуется теперь» (из письма Салтыкову).

И тем не менее, для поддержки слабого третьего сословия, Екатерина была вынуждена приступить к учреждению системы школ.

В последней четверти XVIII века создаются горы проектов устройства системы народного образования – свои доморощенные, французские (один по заказу императрицы сочинил Дидро), немецкие… В конце концов останавливаются на системе австрийских нормальных школ, с которой Екатерину, как сообщают хроники, подробно познакомил император Иосиф II во время личного свидания в Могилеве. Преимущество системы было в ее организации. Имелись детальнейшие руководства, инструкции, пособия, которые, впрочем, подверглись переработке на русской почве.

Австрийская система, предназначавшаяся для всего населения страны, была усечена, оставлена только для горожан. Этому в документах того времени мы не находим никакого педагогического объяснения. Возможно, после восстания Пугачева планы императрицы стали осторожнее. Затем, образование в России не делалось, как у австрийцев, обязательным, хотя и устанавливалась идея единообразия: «все школы, - отмечала по результатам внедрения одна из комиссий, - находятся в совершеннейшем единообразии».

Для организации народных училищ по рекомендации Иосифа II из Австрии был командирован талантливый педагог и школьный администратор, директор иллирийских училищ Ф. И. Янкович де Мириево.

Ф. И. Янкович де Мириево был в собственном смысле творцом первой русской общеобразовательной школы второй половины XVIII века. Он происходил из старинного сербского дворянского рода, владевшего близ Белграда селом Мириево. Когда турки в XV веке овладели Сербией, Янковичи переселились в Венгрию, где и родился Федор Иванович в 1741 году. Высшее образование он получил в Венском университете, где изучал юриспруденцию. Был директором народных училищ в Нижней Венгрии. Когда в начале 1770 годов в Австро-Венгрии реформировалась народная школа, он был одним из наиболее энергичных деятелей в решении этой задачи.

В самом начале осени 1782 года тот прибыл в столицу, а уже 21 сентября разработал «План к установлению народных училищ в Российской Империи» для «Комиссии об учреждении училищ». На основе этого Плана к 1786 г. был написан «Устав народным училищам Российской империи». В первый год удалось подготовить учебные книги для первых двух классов, но дальнейшая работа в этом направлении затянулась вплоть до начала XIX века.

То есть началось все типично по-русски – заводить училища, а после думать: а где учителя, учебные книги?

В своей рекомендации Иосиф II не ошибся. В течение 20 лет Ф. И. Янкович де Мириево неутомимо трудился на пользу народного просвещения, и екатерининская школа, как своим зарождением, так и дальнейшей жизнью всецело обязана ему.

Принятый Императрицей вариант австрийской реформы предполагал трехчленную систему: земские школы (чтение, письмо, Закон Божий, нравоучение); городовые школы (то же + геометрия, механика, архитектура, учение естества и естественная история, история, география, земля и домоводство, немецкий, латинский и греческий языки); средние школы (те же предметы углубленно, кроме греческого языка, и «учение учителей»); кроме немецкого и греческого языка, все соответствовало оригиналу.

Однако комиссия разработала несколько иной вариант: малые двухклассные училища, средние трехклассные и главные, причем в отличие от образца, первые две ступени были последовательными, а не параллельными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: