Тема: История образования в России в конце XVIII – начале XIX веков

Можно сказать, что Петр I «открыл» 18 век, и все главное, что происходило в политической и культурной жизни этого столетия так или иначе вырастало из петровских реформ.

После смерти Петра I началась, как вы помните из отечественной истории, длительная полоса дворцовых переворотов, которая выразилась в следующей последовательности правления императоров и императриц.

Петр I – 1689-1725

Екатерина I (жена) – 1725-1727

Петр II (внук) - 1727-1730

Анна Иоанновна (племянница) - 1730-1740

Елизавета Петровна (дочь Петра I) - 1741-1761

Петр III (внук) -1761-1762

Екатерина II - 1762-1796

Павел I (сын Петра III и Екатерины II) 1796-1801

Упрекать русское Императорское правительство XVIII века в забвении нужд просвещения было бы несправедливо. Ни одно царствование не прошло в этом отношении совершенно бесплодно.

При Екатерине I (1725-27 гг.) – царственной супруге Петра I была открыта Академия наук.

Перед ней было поставлено две задачи:

· Научное изучение России и ее природных богатств;

· Подготовка русских ученых.

Екатерина I принимала с почетом в Петербурге приглашенных великим преобразователем академиков. Нашли свой отклик в среде духовенства поздние реформы Петра. В это время ряд архиереев открывают у себя, при архиерейских дворах или в непосредственно подчиненных им монастырях, школы для подготовки священнослужителей; эти школы стали основой будущих духовных семинарий. Большинство учащихся было из среды духовенства, что говорит о стремлении русского потомственного духовенства делать свою профессию наследственной. Питомцами духовных семинарий были известные люди: Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и др.

Анненковское правительство, столь нелюбимое позднейшими историками, поддерживало духовные семинарии и основало Шляхетский кадетский корпус – замечательное учебное заведение, много поспособствовавшее созданию не только кадров русского офицерства, но и развитию отечественного театра и поэзии (в стенах бывшего дворца Меньшикова учились А.П. Сумароков и М.М. Херасков).

Широко известны выдающиеся начинания елизаветинской эпохи (Елизавета Петровна 1741-1761 гг.), которые связаны с именем замечательного ученого, педагога – Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) – один только Императорский Московский университет (год открытия - 1775) мог бы послужить вечным памятником этой государыне.

Следует подробнее остановиться на значении этого ученого-энциклопедиста, названного очень точно «нашим первым университетом». Родился на русском севере, освоил все традиционные для этих мест занятия людей – ловлю рыбы, торговлю, ремесла. Выучился грамоте и в 18 лет (что должно было произойти), отправился за обозом с рыбой в Москву получать образование. Загадочное обстоятельство. Учился в Славяно-греко-латинской академии, которая давала гуманитарное образование, прежде всего знание латинского и греческого языков. В составе 12 студентов был переведен в С-Петербургский университет, затем приходит новая идея – послать в Западную Европу за казенный счет поучиться наукам в университете.

Ломоносов учится в двух немецких университетах, успешно завершив университетское образование, вернулся в Россию, где начинает заниматься буквально всем: мозаикой, стихосложением, физикой, химией, горнорудным делом и др. Но самое главное его дело – организация просвещения в России. Что он сделал для образования?

1. Создал первый, по сути, университет – (концепцию, учебный план, программы, структуру).

2. 2. Создал гимназию при университете. Все предметы в гимназии должны преподаваться на русском языке (кроме философии). Сторонник классно-урочной системы, которую сам воплотил на практике.

3. Воплощал идеи Коменского – пропагандировал «Мир чувственных вещей в картинках».

4. Проделал огромную методическую работу по созданию учебников, учебных пособий, либо под его редакцией, либо им самим.

5. Издал грамматику русского языка переработав существующие нормы и каноны.

Как видим, в России образование строилось, начиная с верхних этажей.

Был открыт университет, открыты Московская и Академическая гимназии, но - за исключением училищ духовного ведомства – в России до правления Екатерины II (1762-1796 гг.) не было массовой, если и не общедоступной (в стране с преобладающей массой зависимого крестьянского населения об этом не приходилось и мечтать), то, по крайней мере, широко доступной народной школы, не было, т.е. не было государственной системы образования.

Безусловно, эту проблему вполне осознавали.наиболее прозорливые представители правящего слоя.

Так Иван Иванович Шувалов - всесильный – и никогда не злоупотреблявший этим – фаворит Императрицы Елизаветы Петровны выдвинул проект создания широкой сети гимназий, по его замыслу, учебных заведений для дворян, серьезно отстававших в своем образовании от духовного сословия. Важно было положить начало – развитие последовало бы по логике вещей. Но масштабным планам Шувалова не суждено было осуществиться из-за ранней смерти его покровительницы.

Старинная проблема отечественного образования: с какого начать конца… Как строить дом – с верхних этажей или с нижних?.

Поздней государственный деятель времен Александра I М. Сперанский заметит: «Здравый смысл требует начинать вещи с их оснований и вести к совершенству постепенно, и, следовательно, должно бы начать народными школами и кончить академией».

Между тем создание в России Академии наук в начале XVIII столетия, в царствование Петра I намного предшествовало сколько-нибудь стройной системе школ, не только средних, но и низших.

Лестница оказалась без нижних ступеней. Внизу масса неграмотного народа, вверху тонкий слой образованного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: