Регионы развития философии

В период Нового времени про­изошло значительное расширение географических рамок христианско­го мира. Оно шло как посредством прямых военных завоеваний евро­пейцев (скажем, в Америке), так и путем постепенного наращивания торгового, культурного (прежде всего миссионерского) и в ряде случа­ев опять-таки военного «присутствия» (так обстояло дело, например, в Индии). В результате к концу XIX — началу XX вв. не только значи­тельная часть первобытных народов, но и многие страны буддийского и мусульманского мира оказались под властью европейцев (из интересу­ющих нас в первую очередь стран — центров философской мысли свою политическую независимость от европейцев сумели сохранить только Китай и Япония). Однако далеко не везде политическое господ­ство европейцев привело в этот период к господству христианской ре­лигии и европейской культуры и распространению европейской фило­софии. Это произошло только в тех регионах, куда эмигрировало боль­шое количество европейцев и где господствующей стала именно европейская культура, например в Северной Америке (там уже в XVIII в. фиксируется появление и развитие философии просветителей). В дру­гих регионах, например в той же Индии, которая с XVII в. постепенно начала попадать под влияние Великобритании, а во второй половине

1 Сопоставимыми по значимости событиями мировой истории можно считать толь­ко само зарождение цивилизации в IV—III тыс. до н.э. (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае) и, пожалуй, зарождение целого ряда великих религиозных учений, философии и науки в середине I тыс. до н.э. в ряде древних стран.

XIXв. стала ее колонией, никакого заметного влияния европейской философии не фиксируется до середины XX в.

Таким образом, при изучении истории философии для периода Но­вого времени термин «христианский мир» утрачивает свою прежнюю смысловую нагрузку. В XVII—XX вв. философии буддийского и му­сульманского мира заметно противостояла не философия христиан­ского мира, и даже не европейская философия, а философия региона европейской культуры (включающего кроме Европы еще и Северную Америку). И за ней опять утвердилось название «западная филосо­фия» 1в противовес философии как буддийского, так и мусульманско­го мира, объединяемой ныне под названием «восточная философия».

Взаимосвязь западной и восточной философии в Новое вре­мя.

Этап Нового времени — это первый период в истории философии, когда можно говорить о взаимовлияниях философских школ буддий­ского мира и школ западной (европейской) философии. Относительно всего предшествующего периода допустимы лишь отдельные паралле­ли между соответствующими учениями и догадки о возможном зна­комстве того или иного философа с тем или иным учением. Но точно известно, что в XVII—XVIII вв. в Европе становятся известными ин­дийские упанишады, некоторые конфуцианские и буддийские тексты. Уже относительно Лейбница и Беркли (конец XVII— начало XVIIIвв.) можно смело предположить влияние на них отдельных идей буддизма и веданты. Воздействие же на философию Шопенгауэра (первая поло­вина XIXв.) упанишад прямо признавалось им самим. Особенно уси­ливается влияние восточной философии на западную начиная с конца XIXв. — по мере все более глубокого проникновения европейцев в смысл различных восточных учений и распространении информации об этих учениях в регионе европейской культуры. Парадоксальность ситуации заключается в том, что обратное влияние западной филосо­фии на восточную обнаружилось значительно позднее, пожалуй, толь­ко во второй половине XX в., да и то не очень значительное2. И это при том, что принципиальные изменения в культуре восточных стран в XIX—XX вв. (приведшие к становлению в них современной техноло­гической цивилизации) произошли в результате несомненного воздей­ствия именно европейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: